«Дикси» может отказаться от поглощения алкогольной сети «Бристоль»

За треть «Бристоля» уже заплачено 1,78 млрд рублей
Сделка может состояться и может и не состояться», - заявил Reuters президент «Дикси» Илья Якубсон/ Е. Разумный/ Ведомости

Покупка группой «Дикси» 100% сети алкогольных магазинов «Бристоль» может не состояться. «Ситуация сильно изменилась, рынок сильно изменился, и я не исключаю любое развитие событий с «Бристолем». Сделка может состояться, а может и не состояться», - заявил Reuters президент «Дикси» Илья Якубсон.

По словам Якубсона, акционеры «Дикси» решат, продолжать ли сделку после получения от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) ответа на ходатайство - скорее всего, до конца 2015 г. Приобретение «Бристоля» усилит закупочную силу группы «Дикси» в нескольких категориях товаров (алкоголь, табак, сопутствующие им товары), но есть и негативные стороны - например, отвлечение от основных задач бизнеса, рассуждает Якубсон.

В августе 2015 г. рост выручки группы «Дикси» составил скромные 12,9% год к году, в июле - 11,6%. Ситуация на рынке розницы в России сложная, и «Дикси» в ней, может быть, работать труднее, чем ее основным конкурентам по формату магазинов у дома, отмечала ранее Мария Колбина из «ВТБ капитала». Сам менеджмент прогнозировал ранее рост выручки по итогам 2015 г. на 16-20%.

В апреле этого года «Дикси» купила 31,8% доли ООО «Альбион-2002», которое управляет сетью «Бристоль», доведя свою долю в капитале сети алкомаркетов до 33%. Стоимость доли в сети из 1400 точек по всей России была оценена в 1,78 млрд руб. фирмой «Бейкер Тилли русаудит». Продавцами выступили основные акционеры «Дикси» – Игорь Кесаев и Сергей Кациев, также владеющие крупнейшим в России табачным дистрибутором – группой «Мегаполис». В отчетности «Дикси» по МСФО за первое полугодие 2015 г. отмечено, что на долю группы в убытке «Альбион-2002» пришлось 54,36 млн руб. - то есть весь убыток приобретаемой сети составил более 163 млн руб.

Тогда Якубсон отмечал, что покупка «Бристоля» говорит о готовности «Дикси» наращивать размеры и эффективность бизнеса, в том числе расширяя форматы. Предполагалось, что консолидация пройдет в три этапа: после приобретения 32% к середине 2015 г. компания собиралась консолидировать 60%, а затем в 2016 г. и остальные доли в сети алкогольных магазинов.

Миноритарии «Дикси», Prosperity Capital Management, были одним из инициаторов сделки, рассказал директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. «Мы считаем, что конфликт интересов между «Дикси» и «Бристолем» необходимо устранить, и мы довольны, что контролирующие акционеры пошли навстречу», - пояснил он. Фонд, по его словам, сделку по-прежнему поддерживает и считает, что «Дикси» и «Бристоль» должны быть единой компанией.

В данном случае отказ от сделки рынок может воспринять скорее позитивно, отмечает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева: «Она была воспринята крайне настороженно, так как были вопросы к оценке актива, возможной синергии от слияния его с «Дикси» и потенциалу развития этого сегмента». Но с другой стороны, такое решение может вызвать и дополнительные вопросы, отмечает аналитик. «Один вариант - если отказ от сделки будет связан с отсутствием одобрения ФАС. Но если это решение - следствие изменившегося мнения акционеров, то это может говорить об изменении в видении дальнейшего развития «Дикси» его владельцами», - рассуждает Колупаева. В случае отказа от сделки вероятно, что сделка будет отыграна назад, предполагает она.