Введение стандарта «Евро-5» для топлива могут вновь отложить на год

Чиновники опасаются дефицита бензина, так как не все нефтяники модернизировали НПЗ
«Роснефть», неоднократно просившая государство помочь с модернизацией НПЗ, обещает справиться сама/ С. Портер/ Ведомости

Окончательное решение о том, переходить ли с нового года на экологический стандарт топлива «Евро-5» или продлевать «Евро-4» еще на год, будет принято 6 октября, передал 3 октября «Интерфакс» со ссылкой на министра энергетики Александра Новака. До последнего времени Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считали, что «Евро-4» нужно продлевать еще на год, так как «Роснефть» не успеет модернизировать все свои НПЗ в срок. Но в пятницу компания заявила, что никогда не просила о продлении сроков обращения топлива класса «Евро-4» и успеет перевести все заводы на новый стандарт к концу этого года. Минэнерго проанализирует данные компании, пообещал Новак.

Нефтяные компании должны были завершить модернизацию НПЗ и полностью перейти на выпуск нефтепродуктов стандарта «Евро-5» с 2016 г. Это предусматривали четырехсторонние соглашения, подписанные Росстандартом, Ростехнадзором, ФАС и компаниями в 2011 г. Соглашения 12 нефтяных компаний заключили после случившегося в 2010–2011 гг. дефицита топлива. Правда, в первую очередь они были направлены на производство достаточного объема бензина, напоминает руководитель информационно-аналитического центра Rupec Андрей Костин.

«Газпром нефть», «Лукойл», ННК, «Башнефть», «Сургутнефтегаз» уже полностью перешли на выпуск бензинов 5-го класса. Но «Роснефть» в начале 2015 г. сообщила о переносе сроков модернизации семи из запланированных 13 установок на своих НПЗ, говорилось в июньской презентации Минэнерго. В этом случае прогнозное производство бензина «Евро-5» снижается в 2016 г. на 3,3 млн т, так что министерство предложило разрешить производство «Евро-4» еще на год.

У «Роснефти» возникли финансовые проблемы после введения большого налогового маневра, писал в июле президенту Владимиру Путину президент «Роснефти» Игорь Сечин и просил обеспечить налоговые льготы, чтобы успеть с модернизацией. Также «Роснефть» предлагала выделить на эти цели деньги из ФНБ, но так их и не получила. Компания должна четко объяснить, как она собирается успеть завершить модернизацию и выпускать в следующем году 9–10 млн т топлива класса «Евро-5», если сейчас выпускает всего 5–6 млн т, говорит один из чиновников, участвующих в обсуждении. Кроме того, возникает законный вопрос: для чего компания просила деньги на модернизацию, если теперь успевает справиться сама, удивляется он. Начальник управления ФАС Дмитрий Махонин считает, что до конца года осталось слишком мало времени и все-таки необходимо продлевать «Евро-4».

Впрочем, сама «Роснефть» наращивает производство бензинов класса «Евро-5» семимильными шагами. Если на начало года на них приходилось менее половины производства, то теперь около трех четвертей, говорится в презентации агентства «Аналитика товарных рынков». Главный аутсайдер – ТАИФ-НК. Предприятие, по данным «Аналитики товарных рынков», производит практически исключительно бензины класса «Евро-4».

Против продления стандарта не возражал и Минфин, рассказывал его чиновник: ставки на «Евро-4» выше, чем на «Евро-5», – в 2015 г. они составляли 7300 руб. за 1 т против 5530 руб. соответственно. С 2016 г. ставки унифицированы, но Минэнерго обсуждает с компаниями сохранение дифференциала, рассказал Новак в пятницу. По его словам, нефтяники предлагают сделать разницу между двумя акцизами в 5000–10 000 руб., Минэнерго считает, что достаточно 3500 руб. Собеседник «Ведомостей», участвующий в дискуссии, говорит, что разница может быть еще ниже – 2970 руб.

По оценке Костина, даже если правительство решит не продлевать «Евро-4», дефицита топлива на рынке не будет: в 2014 г. компании уже выпускали 81,8 и 76% бензина и дизеля стандарта «Евро-5», на «Евро-4» приходилось всего 10% бензина и 13% дизеля. Но директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов оценивает возможный дефицит в случае перехода на «Евро-5» в 2016 г. примерно в 200 000 т в месяц. Он считает, что введение «Евро-5» стоит отложить на год.