Вакантность на рынке торговой недвижимости по итогам 2015 года будет рекордной

По данным Colliers International, доля пустующих площадей в Москве к концу IV квартала достигнет 8%
Торговой недвижимости много, конкуренция растет, а реальные доходы российского населения снижаются/ А. Гордеев/ Ведомости

Торговая недвижимость переживает плохие времена – по прогнозу Colliers International, который обнародовал представитель этой консалтинговой компании, доля пустующих торговых площадей в Москве к концу IV квартала текущего года достигнет 8%. Подобного показателя, по его данным, не фиксировалось с 2009 г.

Ту же цифру в качестве прогноза на IV квартал называет и Татьяна Ключинская, начальница департамента торговых площадей другой консалтинговой компании – JLL.

И это еще оптимистические оценки – другие эксперты рынка торговой недвижимости ожидают еще меньшей заполняемости. По прогнозу еще одной консалтинговой компании, Cushman & Wakefield, незанятыми по результатам 2015 г. останется более 9% торговых площадей. По оценке же консультантов из Knight Frank, показатель вакантности побил рекорд 2009 г. уже в III квартале нынешнего года – он составил 10%.

В успешных и давно функционирующих торговых центрах доля пустующих площадей невысока, указывает Ключинская, а вот у новых объектов есть сложности с заполнением арендаторами. Конкуренция растет, а реальные доходы российского населения снижаются, поэтому торговым центрам нужно больше времени, чтобы завоевать свою потребительскую аудиторию и выйти на заявленный показатель посещаемости, объясняет Ключинская.

Торговые помещения открывающихся в текущем году новых торговых центров могут пустовать в среднем на 40–50%, предупреждает директор департамента аналитики Knight Frank Ольга Ясько (она передала свои комментарии через представителя), а прежде обычной считалась доля в 20–30%.

Правда, бум на рынке торговой недвижимости закончился – в Москве появляется все меньше новых объектов. В нынешнем году новых торговых площадей в Москве появится всего 500 000 кв. м – это в 2 раза меньше, чем заявляли девелоперы ранее, говорится в отчете Colliers International.

В 2008 г. из заявленных 1,5 млн кв. м торговых площадей на рынок вышло лишь около 33%, сейчас из заявленного 1 млн кв. м выйдет чуть более 50%, подтверждает данные Colliers International Ясько.

Низкая активность девелоперов объясняется ограниченным банковским финансированием, говорится в отчете Colliers International. За три квартала 2015 г. было введено всего восемь торговых центров общей арендной площадью 367 000 кв. м, это сопоставимо с результатами прошлого года за соответствующий период (379 000 кв. м), сказано в том же отчете. Но вот в IV квартале торговой недвижимости в Москве будет введено в 2 раза меньше, чем за тот же период прошлого года: около134 000 кв. м.

«Состояние повышенной напряженности в сегменте [торговой недвижимости] сохранится как минимум до конца первой половины 2016 г., затем возможно плавное оздоровление рынка», – приводятся слова регионального директора департамента торговой недвижимости Colliers Анны Никандровой в отчете.

Следствием большой вакантности торговых площадей стало то, что собственники торговых центров стали более лояльны к арендаторам: их площади начали занимать бренды, которые девелоперы раньше неохотно приглашали в качественные проекты, отмечается в отчете Colliers International. Однако ставки аренды в III квартале не изменились, пересмотр арендных условий был произведен еще в 2014 г. и продлевается на 2015 г., продолжают авторы отчета.

Ведущие торговые центры не готовы давать скидки, хотя некоторые региональные арендодатели действительно снижают цены, делится информацией представитель Inventive Retail Group Людмила Семушина.

В этом году Минпромторг подготовил поправки в Гражданский кодекс, запрещающие привязывать ставки аренды объектов недвижимости к валюте. Владельцы крупных торговых центров и объектов стрит-ритейла (небольших магазинов, кафе и т. п.) зачастую составляют договоры в валюте, перекладывая риски колебаний валютных курсов полностью на арендаторов, объяснял тогда замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

Ритейлеры в новых условиях рынка недвижимости ищут новые форматы и с осторожностью выбирают локации, преимущественно в Москве, отмечается в отчете Colliers. Так, Melon Fashion Group (MFG), управляющая 642 магазинами женской одежды под брендами Zarina, befree, Love Republic, до конца года планирует открыть 10 магазинов в формате concept store, рассказывал «Ведомостям» директор департамента развития MFG Игорь Мальтинский. Их площадь теперь может доходить и до 300 кв. м, а прежде была ограничена 150 кв. м.

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"