Гендиректор Globaltrans Сергей Мальцев может стать вице-президентом РЖД

Если назначение состоится, следует ждать либерализации локомотивной тяги
Сергей Мальцев (справа) мог прийти на работу в РЖД еще при Владимире Якунине (слева), но вряд ли тогда были бы востребованы его реформаторские способности/ Дмитрий Астахов/ РИА Новости

Новым вице-президентом по стратегии РЖД может стать гендиректор Globaltrans Сергей Мальцев, рассказали «Ведомостям» четыре человека, близких к монополии, и знакомый Мальцева. В прошлый четверг совет директоров монополии прекратил полномочия Валерия Решетникова, старшего вице-президента по корпоративному управлению и стратегическому развитию.

Представитель Globaltrans заявил, что компании неизвестно об уходе Мальцева с поста председателя совета директоров. Представитель РЖД от комментариев отказался.

Мальцев руководит Globaltrans с 2008 г. Под его руководством выручка компании выросла более чем вдвое и достигла на конец 2014 г. 41,9 млрд руб. При Мальцеве же, прямо в 2008 г., Globaltrans первым из российских железнодорожных операторов разместил свои расписки на Лондонской бирже.

Мальцев владеет 4,5% Globaltrans. Чтобы избежать конфликта интересов, Мальцеву, скорее всего, придется продать этот пакет, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

В прошлом году Мальцев возглавил Совет потребителей по вопросам деятельности РЖД, до этого руководил Советом участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава (СОЖТ, объединяет крупнейших операторов).

Частный парк

Железнодорожные операторы могут возить грузы своими локомотивами, но число маршрутов, где это допускается, ограничено. Крупнейшие собственники локомотивов: Globaltrans (контрольный пакет – в свободном обращении, по 11,5% – у основателей Константина Николаева, Никиты Мишина и Андрея Филатова) – 75, «Трансойл» Геннадия Тимченко – 36, «Нефтетранссервис» братьев Аминовых – 52.

Сергей Мальцев мог занять руководящую должность в железнодорожной монополии еще при президенте Владимире Якунине. Летом сотрудник монополии говорил «Ведомостям», что Мальцев, как руководитель совета потребителей, может возглавить комитет по стратегии при совете директоров РЖД.

Участники рынка оценивают перспективу назначения Мальцева в правление РЖД как сильный ход нового президента РЖД Олега Белозерова. Приход в правление одного из руководителей операторских компаний может означать, что РЖД наконец-то повернется к рынку, говорит топ-менеджер одного из операторов: при Якунине к мнению операторов практически не прислушивались.

Если Мальцев действительно выйдет на работу в РЖД, это может означать, что новый президент монополии всерьез настроился на либерализацию локомотивной тяги, считает топ-менеджер другого железнодорожного оператора: Якунин противился этому. Возглавляемый Мальцевым совет потребителей в конце августа направил в правительство предложения о Целевой программе рынка железнодорожных перевозок 2016–2020 гг., которые предполагают либерализацию тяги. Рекомендации совета потребителей следующие: выделить из РЖД структуру «РЖД-перевозчик», у которой будут вагоны и локомотивы и которая будет конкурировать с другими, частными компаниями-перевозчиками. А сама РЖД останется владельцем инфраструктуры.

На первом этапе РЖД должна привлечь 200 000–300 000 вагонов в аренду (сейчас управляет примерно 100 000 вагонов «дочки» – Федеральной грузовой компании), рассказывал Мальцев в интервью «Коммерсанту» в начале октября. Чтобы сделать аренду вагонов привлекательной для их собственников, Мальцев предлагает наделить РЖД правом самостоятельно устанавливать вагонную составляющую тарифа (то, что грузоотправитель платит оператору) на перевозку – но внутри тарифного коридора. Сейчас у РЖД нет такого права, ее тарифы регулируются. Мальцев предлагает допустить и частных перевозчиков к перевозке грузов собственными поездами (см. врез).

Это спорный вариант либерализации, говорит человек, близкий к РЖД: есть риск, что частные перевозчики заберут у РЖД самые выгодные маршруты – например, перевозку нефтяных грузов в порты, а монополия останется с наименее рентабельными – например, с перевозкой угля. Это либо сильно снизит доход монополии, либо повысит расходы грузоотправителей: РЖД придется поднять стоимость перевозки, рассуждает собеседник «Ведомостей». Удорожания перевозок при выделении вагонно-локомотивной «дочки» из РЖД опасается и руководитель крупного промышленного холдинга.

Мальцев в интервью «Коммерсанту» не исключал, что операторы будут стремиться забрать выгодные маршруты: «Но именно это станет и для РЖД стимулом для более эффективной работы своего перевозчика».

Есть и другие предложения по либерализации тяги: Минэкономразвития в своем варианте Целевой модели рынка предлагает сохранить РЖД как общесетевого перевозчика.