Украина и Россия начнут переговоры о возобновлении полетов

Одним из первых на маршруты Москва – Киев, Москва – Одесса подал заявку лоукостер «Победа»
Авиакомпания «Победа» хочет начать регулярные рейсы в Киев и страны Западной Европы/ М. Стулов/ Ведомости

В середине сентября президент Украины Петр Порошенко принял решение запретить полеты на Украину российским авиакомпаниям, которые летали в Крым и тем самым, по словам Порошенко, нарушали границы Украины. Санкции коснулись «Аэрофлота», «Донавиа», «Когалымавиа», «России», «Сибири», «Трансаэро», «Уральских авиалиний», «Якутии» и еще 17 авиаперевозчиков. Полеты должны будут прекратиться 25 октября, отмечалось в заявлении Порошенко. Россия приняла ответные меры и 29 сентября сообщила украинским авиакомпаниям, что вводит запрет на использование воздушного пространства России с 25 октября. В ответ Украина запретила полеты всем без исключения российским авиакомпаниям.

Не прошло месяца с тех пор, как Россия и Украина объявили, что с 25 октября (начало зимней навигации) авиасообщение между странами прекращается. И вот страны начали искать, как отыграть принятые решения. Страны могут начать переговоры о возобновлении полетов, следует из сообщения Росавиации и заявления министра инфраструктуры Украины Андрея Пивоварского, которое он разместил на своей странице в Facebook.

В Германию с «Победой»

Лоукостер «Победа» получил допуски на рейсы в Германию (Дрезден и Кельн, по семь рейсов в неделю), Словакию (Братислава, 10 рейсов в неделю) и Францию (Шамбери, 17 рейсов), говорится в материалах Росавиации. Кроме того, лоукостеру «Аэрофлота» разрешили летать в Минск. Допуски вступят в силу после утверждения изменений в Федеральные авиационные правила, отменяющие условие обязательного двухлетнего налета авиакомпаний по территории России.

В минувший понедельник стало известно, что Росавиация написала в Госавиаслужбу Украины письмо с предложением провести переговоры по сложившейся ситуации. В заявлении отмечалось, что в Росавиацию обратилась украинская авиакомпания «Атласджет Украина» с просьбой открыть в зимний период 2015–2016 гг. маршруты Киев – Москва, Одесса – Москва и Киев – Санкт-Петербург. Во вторник лоукостер «Аэрофлота» компания «Победа» заявила о намерении на ближайшей комиссии Минтранса России по международным рейсам подать заявки на полеты в Киев и Одессу, рассказал источник «Интерфакса», участвующий в работе комиссии. По его словам, следующее заседание комиссии запланировано на конец октября. Это же подтвердил «Ведомостям» и менеджер одной из российских авиакомпаний. Он также добавил, что в комиссию могут подать заявки на эти же маршруты еще две авиакомпании, одна из них – «Ютэйр» (единственный крупный перевозчик, которого не коснулись первоначальные украинские авиасанкции).

Представитель «Победы» отказался от комментариев. Связаться с представителем «Ютэйр» вчера не удалось.

В Госавиаслужбу Украины пришло письмо от Росавиации, говорит ее представитель: «Отменить санкции в отношении 25 российских авиакомпаний, которые летали в Крым, мы не можем, так как их ввел президент Украины». Запрет остальным российским компаниям принимала Госавиаслужба по решению министерства инфраструктуры, отменить их – в наших полномочиях, отметил представитель украинского ведомства.

Когда и где могут состояться переговоры, неизвестно, состав украинской делегации не определен, написал Пивоварский на своей странице в соцсети. Каким именно российским авиакомпаниям Госавиаслужба может разрешить полеты на Украину, представитель этого ведомства не сказал. Пока что Росавиация не получала официального ответа от Госавиаслужбы, отметил представитель российского ведомства.

В 2013–2015 гг. пассажиропоток между Россией и Украиной (в том числе и транзит) составлял примерно 800 000 человек в год, говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Из них российские авиакомпании перевезли около 600 000 человек. По словам Рыбака, несмотря на украинский кризис, отрицательной динамики по пассажиропотоку не было.

В случае если авиасанкции сохранятся, то совокупные убытки украинских и российских перевозчиков от запрета полетов могут составить 7–8 млрд руб. в год, говорил министр транспорта Максим Соколов в интервью «России 24». Но $100–120 млн упущенной выгоды несопоставимы с политическим и экономическим ущербом, который понесут Россия и Украина от авиасанкций, уверен Рыбак.