Статья опубликована в № 3946 от 26.10.2015 под заголовком: РЖД нашла у себя нужные миллиарды

РЖД впервые с 2013 года не просит дополнительных субсидий из бюджета

Компания решила сокращать затраты и зарабатывать на продаже «дочек»

Финансовый план, подготовленный РЖД и уже внесенный в правительство, не предусматривает субсидий ни на поддержание финансовой устойчивости, ни на капитальный ремонт, рассказали «Ведомостям» два человека, знакомых с документом. В 2016 г. монополия рассчитывает даже получить 0,9 млрд руб. прибыли при 1,65 трлн выручки – если тарифы будут индексированы на 10%, говорится в проекте финансового плана компании (копия документа есть у «Ведомостей»).

В 2015 г. РЖД получила из бюджета на поддержание финансовой устойчивости 31,8 млрд руб., в 2014 г. – 27,6 млрд. В 2013 и 2012 гг. РЖД покрывала недостачу за счет продажи Первой грузовой компании – Владимир Лисин заплатил за нее 175 млрд руб.

Инвестпрограмма 2016 г. обойдется РЖД в 432 млрд руб., EBITDA составит 337 млрд, говорится в проекте ее финансового плана: погрузка вырастет на 0,16% по сравнению с 2015 г. и достигнет 1,21 млрд т. Субсидии – 37,1 млрд – предусмотрены только на компенсацию затрат на пассажирские перевозки (пригородные и дальнего следования), еще 97 млрд руб. из бюджета нужно на инвестпрограмму.

Представитель Минэкономразвития сообщил, что министерство получило обновленный проект финансового плана РЖД, в Минтрансе и Минфине на вопросы «Ведомостей» не ответили, представитель РЖД от комментариев отказался.

Предыдущий вариант финансового плана (рассматривался правительством в сентябре) также ориентировался на 10%-ную индексацию – плюс 40 млрд руб. субсидий на поддержание финансовой устойчивости, а инвестпрограмма тогда оценивалась в 430 млрд руб.

Из нового проекта следует, что РЖД пересмотрела расходы: 1,52 млрд руб., на 45 млрд меньше, чем в предыдущем варианте, но на 6% больше, чем в 2015 г. «Такой рост себестоимости может быть ориентиром для правительства при индексации тарифов РЖД», – говорит топ-менеджер одного из крупных промышленных холдингов.

Основные статьи расходов РЖД – организация перевозок и оплата труда.

Расходов на оплату труда в обновленном плане на 0,4% больше, чем в прежнем (и на 4,5% больше, чем в 2015 г.), – 464 млрд руб., а на организацию перевозок – на 52 млрд меньше, чем в прежнем, но на 10% больше, чем в 2015 г.

На 60 млрд руб. (или на 40%) по сравнению с прежним планом выросли прочие затраты: теперь они составляют 207 млрд, это на 45% больше, чем в 2015 г.

А вот прочие доходы, которые не включают доходов от перевозки грузов и пассажиров, но включали субсидию на финансовую устойчивость – 40 млрд, увеличились по сравнению с предыдущей версией финансового плана: было 91,4 млрд, стало 115,7 млрд, т. е. фактически добавилось 64,3 млрд руб. Понятно происхождение всего 7 млрд – на столько вырастут поступления от продажи активов, они составят 24,8 млрд руб.

РЖД планирует продать 25% «Трансмашхолдинга» (ТМХ). Гендиректор ТМХ Кирилл Липа говорил в сентябре, что доля РЖД оценена в 13 млрд руб. Сотрудник компании, работающей с РЖД, предположил, что она может продать и две вагоноремонтные компании, приватизация которых была заморожена в прошлом году.

Еще один источник финансирования инвестпрограммы РЖД – налоговые льготы: в 2016 г. она надеется вернуть льготы по налогу на имущество, за счет чего получить 22 млрд руб., сообщил ТАСС в пятницу федеральный чиновник. Льгота по налогу на имущество для РЖД была отменена в 2013 г., когда ставка была 0,4%, в 2014 г. ставка достигла 0,7%, в 2015 г. – 1%. В 2016 г. она должна вырасти до 1,3%.

Весной нынешнего года, когда компанией еще руководил Владимир Якунин, у РЖД была другая политика в отношении субсидий: она предлагала выдать ей 140 млрд руб. на поддержание финансовой устойчивости в случае повышения тарифов в 2016 г. на 7,5%. Если же тариф повышался на 13%, то РЖД предлагала выдать ей 67,5 млрд в виде субсидий, а если на 15,7% – то 24,1 млрд. Позже монополия немного умерила свой аппетит и попросила 130 млрд субсидий при индексации тарифа в 2016 г. на 7,5% и 100 млрд руб. – при повышении на 10%. Без субсидий вовсе компания при прежнем руководстве могла обойтись только при повышении тарифа на 17,7%.

Против предоставления субсидий РЖД в таком размере выступили почти все профильные чиновники.

На одном из совещаний зампред правительства Аркадий Дворкович ограничил субсидирование РЖД 75 млрд руб. В середине августа сменился президент монополии – место руководившего компанией почти 10 лет Владимира Якунина занял Олег Белозеров. Федеральные чиновники тогда рассказывали «Ведомостям», что одной из причин отставки Якунина могло стать его нежелание того, чтобы РЖД сокращала расходы, и растущие потребности компании в субсидиях.

Белозеров в день своего назначения на пост президента монополии пообещал премьер-министру Дмитрию Медведеву сосредоточиться на продолжении повышения эффективности деятельности компании.

«Я бы не согласился с тем, что сокращение расходов не проводилось при прежнем руководстве РЖД. В 2013 г. расходы были сокращены на 50 млрд руб., в 2014 г. - на 89 млрд руб. При этом компания старалась не резать по живому - не допускать массового сокращения людей, например, удержать расходы на капремонт путей. Отдельно нужно сказать о крупных государственных стройках - Олимпиаде, БАМе, – деньги на которые могло дать только государство. Кроме того, компания в последние годы действительно зарабатывала на продаже активов: продажа Первой грузовой компанией и на сегодняшний день является самой крупной в истории России, причем компания была продана за реальные деньги. Решение о продаже пакета акций в Трансмашхолдинге было принято в 2014 г., как и решения о приватизации менее крупных активов», – говорит представитель Якунина.

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии «Ведомостей».