РЖД хочет арендовать до 150 000 вагонов

Это должно стабилизировать рынок железнодорожных перевозок
РЖД, сосредоточив у себя 200 000–250 000 полувагонов (50% рынка оперирования полувагонами), станет маркетмейкером, говорится в материалах монополии/ Е. Егоров / Ведомости

РЖД предлагает арендовать 100 000–150 000 вагонов у компаний «с неудовлетворительным финансовым состоянием» по ставке 690 руб. за вагон в сутки и возить по «Прейскуранту 10-01» (по 787 руб. за вагон в сутки), говорится в презентации Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО, входит в РЖД) «О мерах по стабилизации рынка железнодорожных перевозок в полувагонах на базе РЖД» (ее копия есть у «Ведомостей»). Срок аренды вагонов – три года. В октябре ЦФТО ее демонстрировал президенту РЖД Олегу Белозерову, говорит источник в РЖД, знакомый с презентацией. Еще два источника, близких к монополии и ее структурам, подтвердили, что такая идея обсуждается. Представитель РЖД от комментариев отказался.

РЖД, сосредоточив у себя 200 000–250 000 полувагонов (50% рынка оперирования полувагонами), станет маркетмейкером, говорится в материалах монополии. Это позволит повысить доходность остальных операторов. Арендовать вагоны для РЖД будет ее «дочка» – Федеральная грузовая компания (ФГК). Но управлять вагонами будет РЖД в лице ЦФТО. В конце октября у ФГК сменился гендиректор. Место руководившего компанией со дня ее основания Виталия Евдокименко занял Алексей Тайчер, совладелец и гендиректор «СГ транса».

Аренда вагонов, по расчетам РЖД, приведет как к росту выручки ФГК – на 7–10 млрд руб. в год, так и РЖД – на 1 млрд руб. в год (комиссия за управление парком ФГК). Кроме того, РЖД сможет повысить технологическую эффективность управления вагонами, снизить эксплуатационные затраты. Собственники вагонов смогут получать гарантированный доход от сдачи в аренду парка РЖД. И наконец, это «создает потенциал снижения расходов бюджета за счет сокращения дотаций РЖД», резюмирует монополия.

Схема, которую придумала РЖД, поможет и грузоотправителям. При восстановлении рынка возможно повторение ситуации 2010–2012 гг., когда тарифная нагрузка на грузоотправителей выросла на 200% – ставки аренды могут подскочить с нынешних 420 руб. до 1252 руб. за вагон в сутки в 2018 г., предупреждает РЖД. Но если вагоны будут возить по «Прейскуранту 10-01», то в среднем нагрузка на грузоотправителей вырастет на 14%. Для угольщиков – на 10–15%, для минерально-строительных грузов – на 10–35%. Для «закрепления эффекта стабилизации ситуации на рынке полувагонов» нужно, по мнению РЖД, ограничить их производство. РЖД направляет в Минтранс информацию о «прогнозируемом потребном и наличном» парке на сети, Минтранс рассчитывает, исходя из этих данных, сколько нужно произвести новых вагонов. Минпромторг распределяет квоты на производство вагонов среди вагоностроителей.

У кого РЖД будет привлекать вагоны, не раскрывается. Собеседники «Ведомостей» говорят, что сдать вагоны могут лизинговые компании – «ВТБ лизинг», «ВЭБ лизинг» и «Сбербанк лизинг». Весной гендиректор «ВЭБ лизинга» Вячеслав Соловьев предлагал тогдашнему президенту РЖД Владимиру Якунину передать монополии вагоны, за лизинг которых операторы не платят. Представители «ВТБ лизинга» и «Сбербанк лизинга» от комментариев отказались, их коллега из «ВЭБ лизинга» на вопросы не ответил.

Участники рынка против предложения РЖД. Сотрудник одной из компаний-операторов не видит необходимости передавать РЖД в аренду вагоны, чтобы поднять ставку. Доходность операторов вырастет из-за массового списания старых вагонов. По его данным, уже списано около 130 000. С ним согласен и гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Он прогнозирует, что к концу 2016 г. ставка вырастет с нынешних 450 руб. за вагон в сутки до 700 руб. за вагон в сутки. Сотрудник другой операторской компании видит в предложенной РЖД схеме «национализацию» убытков неэффективных собственников вагонов.