Железнодорожные тарифы вырастут на 9%

На такой уровень индексации согласны и сама монополия, и федеральные чиновники
РЖД добавят 9%/ С. Портер/ Ведомости

РЖД предлагает индексировать тарифы на грузоперевозки с начала 2016 г. на 9%, говорится в сообщении совета потребителей при монополии, рассмотревшего на прошлой неделе проект инвестпрограммы и финансового плана компании на 2016 г. Ранее монополия планировала повышение тарифов на 10%, но теперь готова и на меньшую индексацию. Этот вариант устраивает и Минэкономразвития, 9%-ный рост железнодорожных тарифов учтен в переданном Госдуме обновленном прогнозе макроэкономического развития. Такой уровень индексации согласовали все профильные министерства, отмечает федеральный чиновник. Но совет потребителей при РЖД настаивает на индексации на 5,5% в 2016 г. О варианте поэтапной индексации – повышении тарифов на 5% с января и затем в течение года еще на 5% – в начале октября сообщал ТАСС со ссылкой на федерального чиновника. Окончательное решение по тарифам будет принято 19 ноября на заседании правительства.

Детали плана

Инвестпрограмма РЖД на 2016 г. составляет 432 млрд руб., ожидаемая EBITDA – 337 млрд, погрузка достигнет 1,21 млрд т (рост – на 0,16% по сравнению с 2015 г.).

Представители РЖД и вице-премьера Аркадия Дворковича (курирует РЖД) от комментариев отказались, не ответил «Ведомостям» и представитель Минтранса.

В финансовом плане РЖД на 2016 г. впервые за несколько лет нет субсидий федерального бюджета «на поддержание финансовой устойчивости», остались только субсидии на компенсацию затрат на пассажирские перевозки (пригородные и дальнего следования) – 37,1 млрд. Ранее монополия просила 22 млрд руб. субсидий, планируя повышение тарифов на 10%. Но чиновники согласились предоставить РЖД льготы по налогу на имущество, что поможет сэкономить до 22 млрд руб. Еще 22,8 млрд руб. компания получит от продажи «дочек» (доли в «РЖДстрое», ЦППК, ВРК-2 и др.), говорится в пояснительной записке к проекту финплана монополии. Кроме того, РЖД предполагает получить 13,6 млрд руб. от контракта на строительство железнодорожной ветки в Ливии и дополнительные дивиденды от своей логистической «дочки» – Gefco.

Правда, уже в 2017–2018 гг. компании может понадобиться по 40 млрд руб. субсидий в год, говорится в пояснительной записке к финплану монополии, зато рост тарифов замедлится до 4,5%.