Статья опубликована в № 3958 от 12.11.2015 под заголовком: Сами у себя украли

Половина потерь российских магазинов – это кражи сотрудников

За год ритейлеры в России потеряли более $6 млрд

Аналитики оценили потери российских магазинов в $6,17 млрд за период с сентября 2014 г. по сентябрь 2015 г., говорится в исследовании The Smart Cube и Checkpoint Systems «Глобальный барометр потерь в розничной торговле». К потерям аналитики отнесли кражи, ошибки бухгалтерии и ценообразования, в управлении запасами, а также недобросовестные действия поставщиков. По этому показателю Россия на втором месте в Европе после Германии с $6,6 млрд потерь (см. график). Доля потерь к общему торговому обороту у российских ритейлеров составила 1,18%. По сравнению с 2013/14 г. потери российских сетей даже сократились – тогда они оценивались в $6,65 млрд.

Подавляющая доля финансовых потерь розничных торговцев в России – внутренняя: 47% – это кражи собственными сотрудниками, а еще 14% – административные и некриминальные потери. На воровство посетителей, по оценке аналитиков, приходится лишь треть потерь (34%), еще 6% – на недобросовестных поставщиков. В списке часто похищаемых товаров в России согласно отчету – модные аксессуары, электроинструменты, мобильные устройства и аксессуары, вино и спиртные напитки.

Исходя из такой структуры потерь, российский рынок можно назвать уникальным: в большинстве стран, изученных аналитиками, главная причина – кражи посетителей. При этом еще год назад вклад в потери российского ритейла его недобросовестных сотрудников составлял 33,3%.

Как считали

Для исследования «Глобальный барометр потерь в розничной торговле» аналитики The Smart Cube опрашивали менеджеров по предотвращению потерь в розничной торговле в 24 странах, а также отраслевых экспертов. Всего участвовало 203 компании с суммарным оборотом $996,2 млрд. Для расчета потерь и других показателей данные отдельных ритейлеров унифицированы по специализации торговли, странам и регионам. Для ритейлеров, выручка которых не в долларах США, использовались средние обменные курсы 2014 г. Для России – 38,49 руб./$.

Эти цифры могут объясняться ухудшением ситуации в экономике в целом, предполагает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев: «Ситуация в экономике ухудшается, зарплаты не растут». Цифры аналитиков, отметивших выросшие потери сетей из-за краж сотрудников, «выглядят разумными» на фоне снижения реальных доходов населения, соглашается финансовый директор «Магнита» Хачатур Помбухчан.

Ранее некоторые крупные продовольственные ритейлеры в России заявляли, что в 2015 г. их потери заметно выросли. Так, четвертый по обороту ритейлер в России – группа «Дикси» в начале года зафиксировала рекордный уровень товарных потерь: 3,9% от всей выручки; во II квартале эта цифра снизилась до 3,2%, но все равно осталась выше уровня последних лет. В отчете компания объясняла это более низким спросом на свежие скоропортящиеся продукты из-за сокращения покупательной способности. В последний год списания подросли в первую очередь за счет овощей и фруктов, уточнила Екатерина Куманина из «Дикси». «Сеть досконально исполнила требования эмбарго, а введенные взамен европейских поставщики не во всех случаях смогли выдержать заявленное качество», – добавила она.

У лидера рынка, сети «Магнит», на недостачи, порчу и списания приходится около 2% оборота, говорит Помбухчан. Существенного роста потерь за последний год ритейлер не заметил. Представитель X5 Retail Group не смог оперативно ответить на запрос.

У непродовольственных ритейлеров потери в доле от товарооборота ниже. В среднем по крупным ритейлерам бытовой техники и электроники потери игроков не превышают 1%, говорит Антон Пантелеев из «М.видео». У самой сети «М.видео» доля потерь от оборота существенно ниже среднего уровня, зафиксированного The Smart Cube и Checkpoint Systems, говорит он, не раскрывая точную цифру потерь. Мария Заикина из «Связного» также говорит, что его потери из-за краж и других статей существенно ниже средних по рынку цифр. Но возросла доля потерь, «причиненных третьими лицами», замечает она.