По итогам 2015 года доля теневых медицинских услуг рекордно вырастет

В кризис россияне стали чаще платить за лечение мимо кассы
Некассовые платежи больше распространены в государственных клиниках/ М. Стулов/ Ведомости

Доля теневого рынка медицинских услуг по итогам 2015 г. вырастет на 6 процентных пунктов до 7,5% от размера всей отрасли, следует из прогнозных данных аналитической компании BusinesStat. За последние пять лет это самый большой рост: с 2010 г. доля теневого рынка медуслуг стабильно сокращалась, а впервые выросла только в 2014 г. – на 3,1 п. п. (см. график).

Всего в 2015 г. стоимостный размер теневого сектора в медицине вырастет на 14,6% год к году до 150,8 млрд руб. «из-за ухудшения экономической ситуации в стране», объясняет руководитель отдела регулярных исследований BusinesStat Ольга Усачева.

Теневыми BusinesStat называет медицинские услуги, не оплаченные официально, пояснила Усачева. В ходе исследования рынка медицинских услуг размер его теневого сегмента устанавливается путем опроса 125 клиник, потребителей и экспертов, а также на основе официальных данных Минздрава, Росстата, Центробанка и Минэкономразвития, сказано в отчете BusinesStat.

Покупательная способность пациентов снизилась, а стоимость медицинских услуг только возросла, в том числе из-за девальвации рубля – ведь бóльшая часть оборудования и лекарств импортные, поясняет Усачева. По ее словам, клиенты платных клиник, как и те, кто пользовался полисами добровольного медицинского страхования (ДМС), начали прибегать к нелегальным платежам. Работодатели вынуждены сокращать издержки на ДМС, поэтому людям приходится самим оплачивать медицинские услуги, а неофициальные визиты дешевле коммерческих, объясняет представитель BusinesStat. Рынок ДМС в 2015 г. сократится на 11,6% до 84 млрд руб., следует из презентации «Медси».

Не получив медицинские услуги по страховке, люди идут за ними в том числе и в теневой сегмент здравоохранения, подтверждает гендиректор сети клиник «Доктор рядом» Владимир Гурдус. Это такая «форма проявления экономического кризиса», указывает он. По словам Гурдуса, стараясь сэкономить, пациенты обращаются к частнопрактикующим докторам, в госучреждения с конвертами, а также пытаются заплатить врачу напрямую [а не через кассу]. С ним согласен коммерческий директор GEMC Дмитрий Горожанкин.

Однако, по мнению Горожанкина, рост доли теневых услуг связан еще и с тем, что бесплатная медицина стала менее доступна. После начала реформы здравоохранения в 2013 г. сокращено 56 000 ставок медработников, в 2014 г. – еще 66 000, закрывались медучреждения, напоминает представитель «Медси». В итоге рост теневой медицины «формируется на этапе прихода пациента в государственную клинику», отмечает она.

Некассовые платежи больше распространены в государственных клиниках, подтверждает представитель BusinesStat. Благодаря более профессиональному менеджменту и лучшей мотивации персонала в коммерческих клиниках их меньше, чем в государственных, поясняет она. В GEMC ведут учет таких случаев, но их крайне мало, потому что персонал не хочет рисковать высоким доходом, согласен Горожанкин. Нет таких проблем и в клинике «Медицина», уверяет директор медицинской службы Николай Колоян: вся оплата проходит через кассу, а не врачей. В платных клиниках все визиты, лекарства и койки для пациентов отслеживаются компьютерной системой, которую не обойти, поясняет сотрудник другой коммерческой клиники.

При этом снижение доступности бесплатного медобслуживания сказалось на росте не только теневого, но и легального коммерческого сектора, замечает представитель «Медси». Это произошло по двум причинам, поясняет она: благодаря развитию частной медицины и налаживанию работы государственных учреждений с платным потоком.

Представители департамента здравоохранения Москвы, а также Министерства здравоохранения России на запросы «Ведомостей» не ответили.