«УВЗ-логистик» передала вагоны в управление РЖД

Монополия консолидировала около 25% всего российского парка полувагонов
В парке «УВЗ-логистик» более 40 000 вагонов/ А. Махонин/ Ведомости

«УВЗ-логистик» (входит в группу «Уралвагонзавод», УВЗ) по агентскому соглашению передала универсальный подвижной состав Центру фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО, структура РЖД), сообщил во вторник УВЗ. В парке «УВЗ-логистик» более 40 000 вагонов (все в собственности), в основном это полувагоны (примерно 30 000 шт.), которые как раз и были переданы РЖД, поясняет представитель «УВЗ-логистик». Размер агентского вознаграждения и другие условия соглашения он не раскрыл. По его словам, такой подход обеспечивает наибольшую доходность для обеих сторон. Сейчас это особенно важно, подчеркивает представитель: доходность от оперирования вагонами снизилась из-за их профицита. По оценке Объединенной вагонной компании (ОВК), в октябре 2015 г. в России простаивало 206 000 вагонов (17% парка), фактический профицит составлял 86 000 шт. (7% парка).

Передача парка поможет «сформировать и апробировать новые механизмы тарифного регулирования для обеспечения баланса ставок предоставления вагонов и тарифной нагрузки на грузоотправителей, а также оперативно контролировать и поддерживать баланс потребного парка», приводятся в сообщении УВЗ слова гендиректора «УВЗ-логистик» Дмитрия Еремеева. По мнению компании, «консолидация до 50% общего парка полувагонов в управлении РЖД, обладающего для этого соответствующим опытом и инструментами, даст возможность продолжить системное обновление парка через тесное взаимодействие компаний-операторов, крупнейших государственных банков и вагоностроителей за счет повышения инвестиционной привлекательности операторского бизнеса, снижения рисков невозврата кредитов и согласованной закупочной политики необходимого подвижного состава».

«УВЗ-логистик»

Транспортная компания
Совладельцы – «УБТ-Уралвагонзавод» (50%), «Альтцина» (30%), «Транском-Урал» (10%), «Химсовинвест» (6%), «Транс-капитал» (4%). Выручка (РСБУ, 2014 г.) – 12,5 млрд руб., Чистая прибыль – 43,5 млн руб. Перевозки грузов (девять месяцев 2015 г.) – более 29 млн т.

Но пока РЖД сумела консолидировать меньший объем. «У РЖД в управлении 91 000 полувагонов от ФГК и 28 000 от «УВЗ-логистик», в сумме это примерно четверть российского парка полувагонов (500 000)», – говорит представитель РЖД. По его словам, РЖД предлагает и другим операторам передать свои полувагоны в управление, это позволит повысить эффективность использования парка, особенно порожнего.

«Мы не планируем и не обсуждаем передачу своих вагонов в управление», – говорит член совета директоров «Нефтетранссервиса» Алексей Лихтенфельд. Представители ОВК и Первой грузовой компании на вопросы «Ведомостей» не ответили.

«УВЗ-логистик» скорее всего передала свой парк полувагонов в управление РЖД из-за сложностей в обслуживании лизинговых платежей, считает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Доходность компаний – операторов железнодорожных вагонов в лучшие времена (в 2012 г.) превышала 1600 руб. в сутки, сейчас же этот показатель по обычным вагонам составляет около 600 руб., по инновационным – до 900 руб., приводит он данные. При этом лизинговые платежи превышают 1000 руб. в сутки, указывает Бурмистров. По его мнению, работа с ЦФТО позволит «УВЗ-логистик» получать стабильный доход, но при этом компания потеряет операторские компетенции. К тому же вагоны под управлением ЦФТО перемешаются (у «УВЗ-логистик» они более новые, чем те, что получила компания от ФГК) и это может снизить качество обслуживания и вызвать недовольство клиентов «УВЗ-логистик», предупреждает он.