Россияне чаще пытаются сэкономить на лекарствах

Они выбирают дешевые аптеки и промоакции
Выручка аптек в день промоакций может вырастать в несколько раз по сравнению с обычным торговым днем/ М. Стулов/ Ведомости

Россияне все больше стараются сэкономить, в том числе на лекарствах, показали результаты исследования Nielsen (см. врез). Так, в течение полугода с марта 2015 г. количество россиян, стремящихся оптимизировать траты на лекарства, выросла на 7 процентных пунктов до 47% всех опрошенных Nielsen. Среди наиболее популярных методов экономии – покупка препаратов со скидками и по промоакциям, а также в более дешевых аптеках, отмечают аналитики Nielsen, кроме того, покупатели стали отдавать предпочтение тем аптекам, карты лояльности которых у них есть.

Фармацевтические работники тоже заметили, что потребитель стал тратить меньше. Сокращение количества лекарств в чеке заметили 48% опрошенных, а 96% – согласны с тем, что россияне стали чаще интересоваться ценами перед покупкой. При этом 88% опрошенных фармацевтов указали, что покупатели стали активнее искать дешевые аналоги лекарств, отмечает Nielsen.

Жители Москвы, согласно Nielsen, чаще, чем в других городах-миллионниках, выбирают более дешевые аптеки. В других городах, где проводила опрос компания, россияне стараются купить лекарства по промоакциям или в аптеках с системой лояльности.

Как считали

В марте и сентябре 2015 г. Nielsen опросила 200 фармацевтов и 1000 покупателей лекарств в 15 городах России с населением свыше 1 млн человек.

Выводы Nielsen подтверждает гендиректор аптечной сети A5 Андрей Гусев: в последнее время покупатель стал особенно чувствителен к промоакциям, хотя компания проводит их уже давно. По его словам, сегодня рост продаж «товара дня», т. е. с большой скидкой, может достигать 200% относительно продаж в обычный день, тогда как пару лет назад увеличение продаж таких товаров составляло около 50%.

Кроме этого потребители все чаще выбирают дискаунтеры, замечает Гусев: теперь до 70% выручки группы приходится на дискаунтер «Норма» – против 40% годом ранее. Покупатель переходит в сегмент дискаунтеров с начала 2015 г. – сейчас эта тенденция только усиливается, указывает гендиректор аптечной сети «Ладушка» Александр Шалунов.

Потребители стали реже покупать дорогие препараты, рассказывал осенью в интервью «Ведомостям» президент «Протека» (в том числе развивает аптечные сети «Ригла», «Будь здоров» и «Живика») Вадим Музяев. Одни перешли в средний ценовой сегмент, другие запаслись впрок с началом бурного роста доллара, перечислял он, кроме того, из-за кризиса многие покупатели отслеживают промоакции. В дни таких акций товарооборот аптеки «Ригла» по сравнению с обычным днем вырастает в 3,5–5 раз, отмечал Музяев. Представитель «Протека» в четверг, 3 декабря, на запрос «Ведомостей» не ответил.

Однозначной тенденции выбора более дешевых препаратов сейчас нет, не согласен гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. В аптеках-дискаунтерах покупатели действительно стремятся купить лекарства еще дешевле и выбирают акции, говорит он, но в аптеках среднеценового сегмента и выше изменений не произошло: здесь покупатель, наоборот, старается приобрести дорогие качественные препараты, сказал Шуляк.