«Интер РАО» увеличила долю в Томской энергосбытовой компании до 75,16%

Она готова наращивать долю и в других сбытовых компаниях, если это даст дополнительный эффект
«Интер РАО» увеличила долю в Томской энергосбытовой компании до 75,16%/ М.Стулов/ Ведомости

Сбытовой сектор электроэнергетики с начала реформы был аутсайдером – его финансовые показатели – худшие в сравнении с остальными сегментами, отмечает главный эксперт ЦЭП Газпромбанка Наталья Порохова. Это связано с неплатежами, регулированием сбытовой надбавки, высокими издержками на кредитование, особенно после роста процентных ставок в 2014–2015 гг., перечисляет Порохова.

«Интер РАО» увеличила долю в Томской энергосбытовой компании до 75,16%, следует из материалов госхолдинга. Осенью «Интер РАО» владела 64,66% «Томскэнергосбыта», говорилось в ее отчете за 9 месяцев 2015 г.

Представитель "Интер РАО" не назвал стоимость приобретенных 10,5% "Томскэнергосбыта". Он отметил, что госкомпания готова наращивать долю и в других сбытовых компаниях, если это позволит получить дополнительный эффект. Не исключает "Интер РАО" и покупки других энергосбытовых компаний. "Зависит от условий, которые будут предлагаться продавцами", – сказал представитель энергохолдинга.

В конце ноября член правления "Интер РАО" Ильнар Мирсияпов говорил, что компания готова рассмотреть возможность покупки сбытовых компаний "Русгидро", если такое предложение поступит. Переговорный процесс с "Русгидро" начался, сказал представитель "Интер РАО".

Сбыты "Интер РАО"

Мосэнергосбыт (более 95%), Петербургская сбытовая компания (100%), Алтайэнергосбыт (100%), Саратовэнерго (56,23%), Тамбовская ЭСК (59,38%), Интер РАО - Орловский энергосбыт (100%), Томскэнергосбыт (76,16%).

В структуру "Интер РАО" входят семь энергосбытовых компаний (см. врез). Доли в пяти из них (принадлежавших ОЭСК "Русгидро") госхолдинг получил в 2011 г. в качестве оплаты своей допэмиссии.

Самостоятельность энергосбытовых компаний – условное понятие, говорит аналитик Raiffeisenbank Федор Корначев: они почти всегда аффилированы либо с губернаторами, либо с кем-то еще из влиятельных персон или компаний региона. Консолидация сбытов на основе «Интер РАО» могла бы стать неплохим решением, предполагает аналитик. У госхолдинга есть наработанные компетенции, он неплохо понимает этот рынок, отмечает Корначев.

Реформы и конкуренции в энергосбытовом секторе не вышло, соглашается Корначев. Была идея, что каждый сможет создать свою сбытовую компанию, говорит он. В реальности же они создавались либо под какого-то крупного потребителя аффилированными структурами, либо под крылом губернатора, рассказывает аналитик.

Осенью был принят важный для сектора закон о платежной дисциплине, который, как ожидается, улучшит положение сбытовых компаний, напоминает Порохова. Но все равно пока розничный рынок в России отстает по уровню развития конкуренции от других либерализованных рынков развитых стран, да и от российского оптового рынка, что делает сбытовой сектор не очень привлекательным для инвесторов, отмечает эксперт.