«Аэрофлот» получит убыток по итогам прошлого года

Одна из причин – огромные потери от программы топливного хеджирования, которая была принята на пике стоимости нефти
«Аэрофлот», ставший главным бенефициаром от ухода с рынка «Трансаэро», сработал в минус по итогам 2015 г./ Д. Абрамов/ Ведомости

Чистый убыток «Аэрофлота» по МСФО по итогам 2015 г. может превысить 20 млрд руб. ($320 млн по среднеценовому курсу за 2015 г.), считает аналитик БКС Митч Митчелл. Оценка «ВТБ капитала» – $400 млн.

По итогам 2015 г. «Аэрофлот» получит убыток по РСБУ и МСФО, сообщил в четверг председатель совета директоров «Аэрофлота» Кирилл Андросов. Причин, по его словам, много. «В первую очередь из-за затрат на перевозку более 2 млн пассажиров «Трансаэро», поэтому источников для выплаты дивидендов у нас, скорее всего, не будет», – сказал он (цитата по ТАСС).

Чистая прибыль «Аэрофлота» за девять месяцев по МСФО составила 1,83 млрд руб., сообщала компания. В 2014 г. «Аэрофлот» был убыточным, в 2013 г. получил 7,3 млрд руб. чистой прибыли по МСФО и заплатил по итогам года 2,77 млрд руб. дивидендов.

Кроме слабого рынка итоговые убытки связаны с убытками от программы топливного хеджирования, принятой «Аэрофлотом» осенью 2012 г., когда нефть стоила $110 за баррель, говорит аналитик Раффайзенбанка Константин Юминов. «В 2014 г. нефть начала быстро дешеветь, топливное хеджирование принесло «Аэрофлоту» 23,2 млрд руб. убытков за девять месяцев прошлого года, еще 16 млрд руб. убытков ожидалось в IV квартале», – добавляет он.

Убытки от хеджирования в 2015 г., прежде всего топливных контрактов, аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова оценивает в $300 млн, а потери «Аэрофлота» от «Трансаэро» – максимум в 10 млрд руб. (сама госкомпания оценивает их в 17 млрд руб.). Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался. Использование деривативных инструментов для управления валютными и топливными рисками – международная практика, объяснял ранее представитель компании. «По состоянию на начало 2015 г. захеджировано около 70% планового объема потребляемого топлива», – сообщала авиакомпания в отчете за 2014 г.

Высокая цель

При достижении капитализации в 100 млрд руб. до конца июня 2019 г. члены правления «Аэрофлота» (12 человек, включая гендиректора) получат дополнительное вознаграждение, сказал представитель компании. Сейчас «Аэрофлот» стоит на 41% дешевле.

Мировая авиационная отрасль находится на подъеме благодаря снижению цен на нефть, маржинальность у всех растет, продолжает Юминов. На топливо приходится около 30% расходов авиакомпаний. Но для российских перевозчиков этот положительный эффект съедается девальвацией рубля, добавляет он. В отчете за девять месяцев по МСФО «Аэрофлот» сообщал, что расходы на авиатопливо возросли на 9,7% по сравнению с тем же периодом 2014 г. до 71 млрд руб., «что связано с ослаблением курса рубля, а также увеличением объемов перевозок».

«Большинство хеджей «Аэрофлота» закончились в 2015 г., последние убытки от них компания получит в I квартале 2016 г., а с учетом ухода «Трансаэро» «Аэрофлот» имеет очень хорошие перспективы, возможно, в 2016 г. он станет прибыльным», – говорит Митчелл.

Убыток от топливного хеджирования в I квартале составит 4 млрд руб., но о выходе на прибыльность по итогам 2016 г. говорить рано, считает Юминов. По его словам, такого финансового убытка, как в 2015 г., не будет, но курс рубля будет слабее, что увеличит стоимость лизинга, а так как признаков оживления экономики нет, значит, авиационный рынок будет чувствовать себя еще хуже. Правда, «Аэрофлот», получивший вместе со своей «дочкой» «Россией» 56 международных назначений «Трансаэро», увеличит свою долю в сегменте международных перевозок и будет замещать уходящие из России иностранные авиакомпании, добавляет он. «Ушел демпинговавший игрок – «Трансаэро», тарифы объективно должны вырасти, что поддержит всю отрасль», – отмечает Сахнова. По ее словам, «Аэрофлот» в этом году увеличит долю рынка и пассажиропоток на 11%, а чистая прибыль составит $150 млн. «Это достаточно скромно для такой компании и соответствует рентабельности в 2%», – резюмирует она.