«Трансаэро» осталась без субсидий

Бюджет не выплатил авиакомпании в 2015 году почти 744 млн рублей субсидий за перевозку пассажиров
Бюджет не выплатил «Трансаэро» в 2015 г. почти 744 млн руб. субсидий за перевозку пассажиров, так как у компании были долги по налогам/ А. Гордеев/ Ведомости

По результатам реализации в 2015 г. шести программ субсидирования пассажирских авиаперевозок и лизинга самолетов отечественного производства в бюджет будут возвращены 1,1 млрд руб. неиспользованных ассигнований, написал 24 декабря министр транспорта Максим Соколов премьеру Дмитрию Медведеву (копия есть у «Ведомостей», подлинность подтвердил федеральный чиновник). Пассажиры были перевезены, но авиакомпании не получили субсидий, потому что имели долги по налогам (это условие получения субсидий установлено постановлением правительства). В частности, поэтому 743,8 млн руб. не получила «Трансаэро», объясняет Соколов. Кроме «Трансаэро» субсидии не получили несколько небольших перевозчиков, не входящих в пятерку крупнейших, знает менеджер большой авиакомпании, участвовавшей в программах.

Министр просит премьера постановлением правительства направить все 1,1 млрд руб. на дополнительное субсидирование авиаперевозок в 2016 г. «В 2015 г. бюджет субсидировал пять программ авиаперевозок: на Дальний Восток, в Калининград, в Симферополь, в границах Приволжского федерального округа и программу региональных перевозок. На субсидии было выделено около 10 млрд руб., перевезено около 2 млн пассажиров, средства освоены почти полностью», – говорит представитель Росавиации. Агентство рассчитывает, что субсидирование авиаперевозок в этом году останется приблизительно на уровне 2015 г. Представитель Минтранса от комментариев отказался.

В суд за сертификатом

Арбитражный суд Москвы 27 января начнет рассматривать иск «Трансаэро» к Росавиации о признании приказа об аннулировании сертификата эксплуатанта незаконным и его отмене (данные суда).

«Субсидирование – это форма бюджетного финансирования, если есть долги перед бюджетом, то логично, что финансирование не выделяется. Но надо учитывать, когда у перевозчика возникало право на получение субсидий. Если, например, налоговые долги возникли позже, то взыскание субсидий через суд может иметь перспективы», – отмечает руководитель судебно-арбитражной практики EPAM Сергей Ковалев.

По данным налоговой службы, «Трансаэро» задолжала по налогам и платежам в бюджетные фонды 1,8 млрд руб., сообщал ТАСС. Арбитражный управляющий «Трансаэро» (под наблюдением с 16 декабря) Михаил Котов от комментариев отказался, гендиректор компании Александр Бурдин на запрос не ответил. К сентябрю 2015 г. долги «Трансаэро», второго по величине российского перевозчика, достигли 250–260 млрд руб., оценивали банкиры, 26 октября Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта (см. врез).

В октябре предправления банка МФК Оксана Лифар сказала на встрече кредиторов «Трансаэро», что бюджет должен авиакомпании около 2,5 млрд руб. субсидий, платы за перевозку военных и проч. В конце декабря «Трансаэро» подала иск к Минфину на 215 млн руб., пытаясь взыскать излишки, перечисленные в Пенсионный фонд. Минфин считает требования необоснованными, ответила на запрос пресс-служба министерства.