РЖД передумала вносить пакет «Трансконтейнера» в ОТЛК

Российско-казахско-белорусский оператор будет предоставлять экспедиторские услуги и привлекать грузоотправителей
Контейнеры останутся в России/ Д. Гришкин/ Ведомости

Российско-казахско-белорусский оператор – Объединенная транспортно-логистическая компания (ОТЛК) лишится активов, внесенных в ее капитал при создании: контрольного пакета «Трансконтейнера» и 100% «РЖД логистики». Как рассказал президент РЖД Олег Белозеров, российская монополия и «Казахстанские железные дороги» решили изменить формат: «Рассматривались «тяжелый» и «легкий» варианты конфигурации ОТЛК, и ранее был выбран «тяжелый», предполагающий внесение активов. Но «легкий» вариант более динамичный и в нынешней ситуации даст возможность больших заработков» (цитата по «Интерфаксу»). Получить комментарии «Казахстанских железных дорог» не удалось.

«Трансконтейнер»

Контейнерный оператор
Акционеры: РЖД (50% плюс 2 акции), Fesco (24,1%), ЕБРР (9,25%), НПФ «Благосостояние» (10,29%).
Капитализация – 27,5 млрд руб.
выручка (МСФО, 9 месяцев 2015 г.) – 31,1 млрд руб.,
чистая прибыль – 1,9 млрд руб.

РЖД получила 99,84% ОТЛК, внеся пакеты «Трансконтейнера» и «РЖД логистики». У «Казахстанских железных дорог» и «Белорусской железной дороги» по 0,08%. Они должны были внести в капитал ОТЛК 50% контейнерного оператора «Кедентранссервис» и терминал в Бресте. Но казахская сторона разошлась с топ-менеджментом ОТЛК – представителями «Трансконтейнера» – в подходах к управлению, рассказали два источника, близких к акционерам последнего, и чиновник профильного ведомства. По их словам, казахская сторона опасалась, что при внесении своих активов в ОТЛК она потеряет контроль над ними. Еще одна причина – недовольство миноритариев «Трансконтейнера» сделкой, говорит один из собеседников. Сейчас ОТЛК и «Трансконтейнер» возглавляет выходец из РЖД Петр Баскаков. Но вскоре ОТЛК может возглавить первый заместитель гендиректора ОТЛК Андрей Гром, ранее работавший первым вице-президентом Fesco, говорит источник, близкий к «Трансконтейнеру».

ОТЛК планировала получить 61% рынка контейнерных перевозок из Китая в Европу. РЖД прогнозировала, что в 2020 г. грузооборот оператора достигнет 4,2 млн TEU (для сравнения: оборот «Трансконтейнера» за девять месяцев 2015 г. – 1 млн TEU), а выручка – $5,8 млрд. «Концепция будет пересмотрена в сторону оперирования контейнерными сервисами, – знает знакомый топ-менеджеров ОТЛК. – Это значит, что компания будет предоставлять экспедиторские услуги и привлекать грузоотправителей».