Россия впервые за 60 лет может начать строить круизные лайнеры

Главная проблема – договориться с круизными компаниями о схеме финансирования проекта
Россия зовет в круиз/ Владимир Смирнов / ТАСС

В 2016 г. Минпромторг предполагает заложить круизные суда проекта PV300VD длиной 141 м, шириной 16,82 м и вместимостью 306 пассажиров. Их планируется эксплуатировать на линиях Санкт-Петербург – Москва, Ростов-на-Дону – Москва с выходом до портов Крыма, сообщила «Ведомостям» пресс-служба Минпромторга. Речь идет об 1–3 таких судах, знают федеральный чиновник и топ-менеджер крупной круизной компании.

Суда проекта PV300VD могут быть заказаны судостроительным заводам «Лотос», «Красное Сормово» (входят в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) и керченскому «Заливу». Предполагаемые заказчики – компании «Мостурфлот» (входит в ГК «Морское речное пароходство», МРП), «Водоходъ» и «Ортодокс», сообщила пресс-служба Минпромторга.

Это крупнейшие владельцы круизных судов, говорит заместитель гендиректора «Водохода» Андрей Смолин. Строительство одного судна займет до трех лет и обойдется в 2,4–2,5 млрд руб. Срок окупаемости лайнера – свыше 20 лет. «Ни одна частная компания самостоятельно за такой проект взяться не может, – констатирует Смолин. – Мы обсуждаем условия финансирования проекта, ждем конкретных предложений».

Минпромторг предлагает такой вариант: лизинговой компании средства выделяются под 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, ставка лизинговой компании – 1% годовых, а судоходной компании субсидируется 2/3 общей ставки по договору лизинга, сообщила пресс-служба Минпромторга. С 2017 г. возможно получить скидку в 10% при сдаче в утиль старого судна.

Выбирают люкс

Сейчас самые современные круизные суда в России – «Александр Грин» (построен в 2012 г. с использованием донорского теплохода) и «Княжна Виктория» (полностью модернизирована в 2011 г.), говорит Гончарова. На них и самый высокий спрос, причем день тура стоит 10 000 руб. – в 1,5–2,5 раза дороже, чем на других кораблях.

Но этот вариант операторам не подходит. Банки финансируют лизинг максимум на 15 лет, говорит гендиректор МРП Константин Анисимов: «Мы просим продлить срок до 25–30 лет». Может быть и другой вариант: оператор получает судно в операционный лизинг от 20 лет, а затем возвращает его госкомпании – структуре ВЭБа или ОСК. «Но на него пока не идут», – говорит Анисимов.

Пресс-служба ВЭБа на запрос «Ведомостей» не ответила. Пресс-служба ОСК сообщила только, что по заказу Росморречфлота разработан проект судна PV300VD, схема финансирования обсуждается с потенциальными заказчиками.

В 2015 г. российские круизные компании перевезли примерно 550 000 российских и иностранных туристов, оценивают Смолин и заместитель гендиректора «Мостурфлота» Светлана Гончарова. Сегмент речных круизов сильно недооценен, спрос на него есть и в связи с девальвацией рубля будет расти со стороны как иностранных, так и российских туристов, отмечает вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.

«Советское судостроение было ориентировано на военный и рыболовный флот, круизных теплоходов в СССР построили всего два – в 1957 г.», – напоминает Анисимов. Поэтому круизные лайнеры СССР покупал в Европе. Сейчас в России осталось около сотни круизных теплоходов, говорят Смолин и Анисимов. Но половина флота на грани износа, из-за этого он ежегодно сокращается примерно на 10%, продолжает Анисимов. «Суда в Европе строились специально для СССР, наша речная система глубже, волны выше, нужна бльшая осадка, поэтому мы не можем покупать подержанные теплоходы в Европе – надо или строить новые, или модернизировать построенные для СССР», – объясняет Смолин.

Пока у российских верфей нет серийных заказов, суда будут относительно дорогими, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Сейчас главное – договориться с заказчиками, считает он.