«Камаз» в феврале может вернуться на сокращенную неделю

Компания запустит программу временной занятости для сотрудников, но сначала будет финансировать ее сама
Режим неполной рабочей недели позволяет заводу ежемесячно экономить на постоянных затратах/ Рамиль Ситдиков/ РИА Новости

«Камаз», вышедший из зимнего корпоративного отпуска, до конца января будет работать в обычном режиме, а в феврале может перейти на 3–4 рабочих дня в неделю, рассказал «Ведомостям» представитель предприятия: «В I квартале традиционно низкий спрос на рынке». Решение будет принято в течение недели. Сделать это позволяет режим неполного рабочего времени, который с января был продлен еще на полгода. Он используется компанией с 2014 г., каждый месяц решение принимается отдельно. Это позволяет избежать затоваривания и массовых увольнений, поясняет представитель «Камаза». Так поступают и другие автозаводы. К примеру, «АвтоВАЗ» перейдет на четырехдневную неделю с 15 февраля.

«Камаз» может выпускать 240 грузовиков в день, сейчас в среднем производит 180 шт. Режим неполной рабочей недели позволяет заводу ежемесячно экономить на постоянных затратах, «несколько десятков миллионов рублей в месяц», продолжает представитель «Камаза». Для сравнения: за девять месяцев 2015 г. затраты на оплату труда «Камаза» составили 13,2% от себестоимости (50,5 млрд руб. по РСБУ, чистый убыток – 2 млрд руб.). Сейчас на «Камазе» трудится около 36 000 человек, по словам представителя предприятия. Это почти на 8% меньше, чем год назад. Снижение представитель объясняет естественной убылью и тем, что компания не принимала новых людей взамен ушедших.

По словам представителя «Камаза», при переходе на 3–4-дневную рабочую неделю завод возобновит программу временной занятости – во внерабочие дни сотрудники будут заниматься модернизацией рабочих мест, оборудования и проч. Оплачивать их труд, как и в 2015 г., сначала будет сам «Камаз», потом компания рассчитывает на субсидии по госпрограмме временной занятости и обучения (на 2016 г. еще не утверждена). В прошлом году завод получил около 1 млрд руб., а в 2016 г. рассчитывает примерно на 600 млн руб., пояснял источник «Ведомостей».

В 2015 г. российские продажи «Камаза» упали почти на треть – до 22 000 шт., экспорт вырос на 10% до 7000 шт. Рынок грузовиков в России сократился на 41,9% до 51 200 шт., по данным «Автостата». В 2016 г. «Камаз» прогнозирует, что рынок останется на уровне 2015 г., а его российские продажи вырастут на 13,6% до 25 000 шт. Главные надежды – на рост спроса на грузовики, выпускаемые с использованием компонентов акционера и партнера – Daimler. Экспорт прогнозируется на уровне 2015 г.

Ситуация на российском рынке остается неопределенной, но спрос на ближайший квартал «Камаз» уже понимает, поэтому и допускает переход на сокращенную неделю, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Но государство поддерживает автопром, к тому же второе полугодие для продаж коммерческих машин традиционно сильнее первого, добавляет он.