Статья опубликована в № 4003 от 28.01.2016 под заголовком: Осторожный «Магнит»

В кризис «Магнит» будет осторожнее наращивать сеть

В течение 2016 года компания обещает открыть около 2200 новых магазинов против 2400 заявленных ранее

  • Наталья Ищенко

Крупнейший российский ритейлер – «Магнит» после заметного ослабления роста выручки в конце 2015 г. решил развивать сеть более осторожными темпами. В текущем году ритейлер планирует открыть 900–950 «магазинов у дома», 1200 магазинов косметики и 80 гипермаркетов, рассказал на телеконференции с аналитиками и инвесторами гендиректор и основной владелец краснодарского ритейлера Сергей Галицкий. Средняя торговая площадь одного магазина, по его словам, составит 2000–2500 кв. м. Капитальные затраты (capex) «Магнита» останутся примерно на уровне 2015 г., уточнил Галицкий. «Capex в 2015 г. был 67 млрд руб., на следующий год будет такой же, плюс-минус 2–3 млрд», – сказал он.

При этом в 2016 г. ритейлеру нужно сохранить соотношение долга и EBITDA таким же, как в прошлом году (0,91), отметил Галицкий, поэтому компания снизит дивиденды – примерно до 25 млрд руб. В прошлом году «Магнит» выплатил за первое полугодие и девять месяцев суммарно 25,4 млрд руб. дивидендов. Ранее руководство ритейлера заявляло, что по итогам 2015 г. может направить на дивиденды 40–60% чистой прибыли (23,5–35,3 млрд руб.).

До этого, в октябре 2015 г., Галицкий предварительно оценивал темпы роста сети в 2016 г. на уровне свыше 1000 «магазинов у дома», около 1300 новых магазинов косметики и около 100 гипермаркетов. Примерно столько ритейлер открыл по итогам прошлого года – 1250 «магазинов у дома», 87 гипермаркетов и 1041 магазин косметики (подробнее см. график), а общее число точек сети «Магнит» превысило 12 000.

По словам Галицкого, сеть «магазинов у дома» – основного для компании формата – в ближайшие годы будет расти «затухающими» темпами, магазины косметики будут расти сегодняшними темпами еще несколько лет.

Сергей Галицкий, генеральный директор «Магнита»
Сергей Галицкий, генеральный директор «Магнита»

«Ремонт магазинов – это фетиш топ-менеджеров, которые зарабатывают больше $10 000 в месяц. Услуга, которую мы предоставляем, должна быть разумна и достаточна. Мы не счастливы, когда у нас падает like-for-like, и мы используем цену, ассортимент, ремонт. <...> Мир сошел с ума, и сейчас ценятся компании, которые несут огромные убытки. Типа фейсбуков, амазонов и уберов. Но мы консервативны <...> мы пришли на этот рынок зарабатывать деньги».

В текущих макроэкономических условиях «Магнит» ужесточил требования к потенциальным объектам, поясняет старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. «Замедление трафика, оборота негативно влияет на сроки окупаемости – они удлинились, а компания большое внимание уделяет рентабельности и возврату инвестиций», – поясняет она. Кроме того, большая часть магазинов «Магнита» в малых городах, которые больше подвержены негативным влияниям в экономике, рассуждает Колупаева.

Прогнозируемые «Магнитом» темпы роста – это «осторожная оценка на год», она может измениться, если произойдет ожидаемый во втором полугодии разворот цен на нефть, добавляет Колупаева.

В среду, 27 января, «Магнит» первым из российских ритейлеров сообщил предварительные неаудированные финансовые результаты по МСФО за 2015 г.: чистая прибыль компании за IV квартал выросла на 13,1% год к году до 15,6 млрд руб. Это лучше консенсус-прогноза «Интерфакса» – аналитики ожидали сокращения чистой прибыли до 12,6 млрд руб. За год чистая прибыль компании выросла на 23,4% до 58,8 млрд руб. при выручке в 950,6 млрд руб.

EBITDA ритейлера в октябре – декабре выросла на 13,8% до 28,8 млрд руб., рентабельность этого показателя сократилась до 11,07% с 11,46% годом ранее. Рентабельность валовой прибыли «Магнита» снизилась на 40 базисных пунктов год к году до 29% и осталась на уровне предыдущего квартала, хотя в ноябре ритейлер заявил о более агрессивной ценовой политике, указывает Елена Журонова из JPMorgan.

Покупатели избирательны, ищут лучшую цену, сказал Галицкий: «Под этим флагом пройдет весь год». Рынок «сильно меняется», поэтому основной владелец «Магнита» не стал прогнозировать темпы роста выручки на 2016 г., как делал это в предыдущие годы после публикации финансовых результатов.

Конкуренты «Магнита» еще не публиковали финансовых показателей за 2015 г. Накануне второй по обороту ритейлер в России, X5 Retail Group, отчитался об операционных результатах: в 2015 г. он получил самый быстрый годовой рост продаж с 2011 г. – на 27,3% до 804,1 млрд руб.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать