«Лента» занялась проектом оптовых продаж

Это может стать дополнительным заработком для ритейлера в кризис
«Лента» занимается оптом не первый год, но в незначительных масштабах/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Российский продовольственный ритейлер «Лента» изучает возможности оптовых продаж, чтобы поддерживать темпы роста во время кризиса. Об этом рассказал генеральный директор «Ленты» Ян Дюннинг на телеконференции с инвесторами и аналитиками, отвечая на вопрос о планах компании по опту на фоне замедления экспансии Metro в России.

«Лента» занимается оптом не первый год, но в незначительных масштабах, развитие этого направления принесет дополнительную выручку, говорит аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина. По ее словам, в оптовых продажах более низкие цены и, как следствие, невысокая рентабельность. Но у «Ленты» уже налажена вся инфраструктура для оптовых продаж, поэтому и затраты не будут большими, отмечает Колбина.

Руководство «Ленты» видит возможности в этой нише и работает над подобным проектом, отметил Дюннинг. «Когда мы поймем, что это будет серьезная история, мы расскажем об этом рынку подробнее», - добавил гендиректор ритейлера.

В Санкт-Петербурге и в Москве «Лента» сможет занять нишу поставок продуктов для кафе и ресторанов, предполагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Сейчас, по его мнению, величина минимальной партии и условия доставки Metro не всегда устраивают рестораторов, которым необходимы ежедневные поставки свежих продуктов малыми партиями. Рынок таких поставок в Москве превышает 40 млрд. руб., а в Санкт-Петербурге - 10 млрд. руб., отмечает Бурмистров. Кроме того, за счет низких закупочных цен и эффективной логистики «Лента» в перспективе может начать поставки в несетевые продуктовые магазины и малые сети и, таким образом, потеснить дистрибуторов в ряде товарных категорий, добавляет Бурмистров.

В похожем направлении работают и конкуренты «Ленты». Крупнейший российский ритейлер «Магнит» обсуждал, например, проект в сфере мелкооптовой торговли в апреле 2015 г. с Тульской областью. «Проект рассчитан как на небольших индивидуальных предпринимателей, которые занимаются торговлей, так и на физических лиц», - отмечалось в сообщении областного правительства. Оптовые продажи «Магнита» увеличились более чем в три раза за 2015 г. - до 2,81 млрд руб., согласно неаудированным данным компании по МСФО.

Сейчас наиболее крупный игрок в российской мелокооптовой торговле - это германская сеть Metro Cash & Carry. Аналитики Infonile оценивали ее выручку в России за 2015 г. в 230 млрд руб. Однако германская Metro AG решила сконцентрироваться на развитии на европейском рынке, в частности на Германии, писала в начале 2016 г. газета The Wall Street Journal (WSJ).

«Лента» - самый быстрорастущий продовольственный ритейлер по выручке в России по итогам 2015 г., следует из уже опубликованных отчетов крупнейших компаний отрасли («Магнит», Х5, «Дикси»). Выручка «Ленты» в 2015 г. выросла на 30,3% год к году до 252,76 млрд руб., сообщила вчера компания. Для сравнения: выручка Х5 Retail Group выросла на 27,3% за год, «Магнита» - на 24,27%, «Дикси» - на 18,9% (данные компаний).

При этом все крупнейшие ритейлеры столкнулась с замедлением выручки к концу 2015 г., избежать этого не удалось и «Ленте». В IV квартале прирост продаж «Ленты» замедлился до 26,2% (75,11 млрд руб.) по сравнению с 29,3% за аналогичный период 2014 г. Замедление стало результатом сокращения продуктовой корзины потребителя, особенно заметным оно было в декабре, когда люди отказывались от дорогих товаров для новогоднего стола, отмечают аналитики Renaissance Capital. Они не ожидают резкого роста и в I квартале 2016 г. В течение года усиливалось давление на доходы потребителей, инфляция сохранялась на высоком уровне, а размер зарплат снижался, подтверждают слова Дюннинга приведенные данные в сообщении ритейлера. Покупатели продолжили снижать свои расходы, уменьшая размер покупок, сетует он. Покупатели избирательны, ищут лучшую цену, говорил ранее на этой неделе и генеральный директор «Магнита» Сергей Галицкий: «Под этим флагом пройдет весь год».