РЖД и чиновники думают, как привлечь грузы на железную дорогу

Среди идей – привязать тариф к экспортной цене товара и увеличить скидки на коротких маршрутах
РЖД и чиновники думают, как привлечь грузы на железную дорогу/ А. Гордеев/ Ведомости

Идея привязать тарифы на железнодорожную перевозку экспортных грузов к их цене на FOB (стоимость продукции, включая погрузку на борт судна) была высказана 4 февраля на совещании межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича. Об этом рассказал «Ведомостям» человек, близкий к топ-менеджеру одного из крупных железнодорожных операторов, источник в РЖД это подтвердил. Оба приписывают идею Федеральной антимонопольной службе (ФАС).

Днем позже в самой РЖД прошло совещание, где представители монополии выдвинули похожую идею – подумать о привязке тарифа к экспортной цене груза для повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта и привлечения дополнительных грузов. За основу компания предлагает брать среднюю цену товара на бирже той страны, куда отправляется товар, объяснил источник в РЖД. Конкретной формулы, по его словам, пока нет.

Еще одно предложение ФАС, о котором говорят собеседники «Ведомостей», сводится к отмене регулирования железнодорожного тарифа на коротких маршрутах, где доминирует другой вид транспорта. Сама монополия, уточняет собеседник в РЖД, рассматривает возможность не свободного ценообразования на коротком плече, а предоставления грузоотправителям скидки до 55%. Кроме того, продолжает он, РЖД хотела бы расширить границы тарифного коридора на коротких расстояниях – до 3000 км. Речь идет, по информации собеседника «Ведомостей» в РЖД, о повышении максимально возможной скидки в пределах тарифного коридора до 25% (сейчас максимум – 12,8%). Еще в декабре 2015 г. это решение одобрила ФАС: повышение скидки, объяснял советник руководителя службы Павел Шпилевой, вернет на сеть высокодоходные грузы.

Привязать экспортный тариф к биржевой цене можно только для очень ограниченного круга товаров, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: биржевая цена часто может значительно отличаться от реальных контрактных цен, повышение тарифа из-за роста биржевых котировок поставит грузоотправителей в сложное положение и ухудшит экономику долгосрочных контрактов. Кроме того, продолжает Бурмистров, плавающая ставка и высокая волатильность сделают транспортные расходы непрогнозируемыми, так что, заключая долгосрочные контракты, грузовладелец может предпочесть другие виды транспорта с более предсказуемой тарифной политикой.

Есть риски и при ориентации на цену FOB, считает Бурмистров: например, грузоотправители (зачастую сами владеющие терминалами и трейдинговыми компаниями) могут начать целенаправленно занижать цены.

Стоимость груза в рублях не всегда показательна, предупреждает представитель «Русала». Большинство экспортных товаров из-за девальвации подорожали в рублях, но это сопровождалось падением их экспортной цены и существенным сокращением внутреннего рынка. Снижение предельной скидки до 25% он также считает опасным: тогда пределы колебания тарифа будут составлять около 40% (от -25 до +13,4%) и затраты станут непредсказуемыми. Тарифы на доставку разных грузов и сейчас различаются более чем в 2,5 раза, а так разница будет достигать 4 раз, замечает представитель «Русала». Дать большую скидку на коротком расстоянии – значит еще и поставить производителей одних регионов России в более выгодное положение, чем других: например, этой скидкой не смогут воспользоваться предприятия Сибири, предупреждает представитель «Русала». Возражает он и против отмены тарифного регулирования на коротких маршрутах: есть предприятия, для которых даже на таких участках нет альтернатив железной дороге.

Другие опрошенные «Ведомостями» грузоотправители не стали комментировать предложения ФАС и РЖД. Представитель ФАС отказался от комментариев, сотрудник аппарата Дворковича не ответил на вопрос.

В подготовке статьи участвовал Виталий Петлевой