Правительство потратит не менее 9 млрд рублей на поддержку вагоностроителей

Государство готово предоставлять скидки, давать субсидии, помогать с финансированием
Правительство помогает заводам продавать новые вагоны/ Е. Егоров/ Ведомости

«Правительство, как и в прошлом году, поддержит транспортное машиностроение и поможет обеспечить предприятия крупными заказами, а людей – работой. Сегодня в Твери на совещании были приняты все необходимые решения», – похвалился в социальной сети Instagram премьер Дмитрий Медведев. В 2016 г. нужно произвести 40 000 грузовых вагонов, «чтобы стабилизировать ситуацию» и «поддержать уровень рентабельности», рассказал на совещании министр промышленности Денис Мантуров (цитаты по www.government.ru). В 2015 г. в России было произведено более 29 900 грузовых вагонов.

Парк вагонов в 2016 г. насчитывает около 1,1 млн вагонов, рассказал на совещании министр транспорта Максим Соколов. Парк сокращается из-за запрета на эксплуатацию вагонов, срок службы которых продлен после 2016 г. По словам Соколова, «почти 100 000 [вагонов] уже было списано и порядка 60 000 отставлено в ожидании списания».

Пополнять парк помогут тарифные скидки для владельцев вагонов с улучшенными характеристиками, следует из проекта протокола совещания в Твери (копия есть у «Ведомостей»). Медведев поручил ФАС, Минпромторгу, Минтрансу, Минэкономразвития и РЖД до конца марта разработать «на недискриминационной основе» тарифные преференции для улучшенных вагонов. Еще в 2013 г. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) установила скидку на порожний пробег для четырех инновационных моделей полувагонов, производимых Тихвинским вагоностроительным заводом (ТВСЗ, входит в Объединенную вагонную компанию группы ИСТ). Но ФАС указала на необходимость давать такие скидки всем производителям подвижного состава с улучшенными характеристиками. После этого тарифные скидки получили две модели, которые производит «Уралвагонзавод», но они оказались меньше, чем для вагонов ТВСЗ. Теперь скидки будут выравнены. Размер скидки при покупке нового вагона определен на уровне 300 000 руб. за вагон (была до 230 000 руб. – «Ведомости»), сообщил Мантуров. Всего на субсидии покупателям новых вагонов предусмотрено 7 млрд руб. Кроме того, 1,8 млрд руб. предусмотрено на субсидирование затрат на выплату процентов по кредитам, полученным на приобретение инновационных вагонов. Минтранс также считает, что нужно предоставлять скидку при сдаче старого вагона на утилизацию.

Электрички с госпомощью

Минфину до 20 апреля предстоит внести в правительство проект закона об обнулении НДС на пассажирские перевозки дальнего следования. На высвободившиеся средства приобрести не менее 360 вагонов либо 180 двухэтажных вагонов, следует из протокола. Предложения об обнулении НДС и применении коэффициента 0,01 к инфраструктурному тарифу для пригородных пассажирских перевозок до 30 марта подготовят Минфин, Минэкономразвития и Минтранс.

К апрелю ФАС, Минтранс, Минпромторг и РЖД должны разработать тарифные схемы для вагонов грузоподъемностью выше 27 т на ось и выберет полигоны для их тестирования. Сейчас два таких вагона производства Рославльского вагоноремонтного завода (входит в группу компаний РТК) используются в тестовом режиме для перевозки угля на коротких кольцевых маршрутах на севере России, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Сертифицировать две модели полувагонов с такой нагрузкой в III квартале планирует ТВСЗ, знает эксперт.

Даже при существенном выбытии вагонов дефицита на рынке не будет, скептичен знакомый топ-менеджера крупного оператора. По его словам, операторы скорее будут за бесценок скупать мелких банкротящихся игроков, чем приобретать новые вагоны. Предлагаемые меры поддержки скорее направлены на замещение обычного вагонного парка инновационным, считает Бурмистров. В 2015 г. в структуре закупок подвижного состава доля инновационного парка превысила 75%, а в 2016 г. приблизится к 85%, прогнозирует Бурмистров (полную версию статьи см. на www.vedomosti.ru).

Правительство готово и на прямую поддержку вагоностроителей. Минэкономразвития, Минфин, Минпромторг и ВЭБ должны до 24 марта придумать, как профинансировать поставки вагонов для Московского метрополитена, следует из протокола. Входящий в «Трансмашхолдинг» «Метровагонмаш в 2013 и 2014 гг. выиграл тендер на производство вагонов для московского метро, столкнулся с проблемой роста ставок по кредиту на реализацию этого проекта. Кроме того, Медведев сообщил, что на этой неделе подпишет решение набсовета ВЭБа о предоставлении трех кредитов для поддержки экспорта пассажирских и грузовых вагонов: для «Метровагонмаша» – под поставки продукции в Венгрию; для «Уралвагонзавода» – в Иран и Казахстан. «Приблизительно 1,4 млрд руб. [в 2015 г.] пошли на поддержку экспорта высокотехнологичной продукции наших вагоностроительных заводов. Здесь стало ключевым финансирование ВЭБом контрактов по поставке вагонов «Уралвагонзавода» для Азербайджана», – отметил премьер. Он также поручил рассмотреть финансирование поставки 700 пассажирских вагонов производства Тверского вагоностроительного завода (входит в «Трансмашхолдинг») в Египет.