Финский производитель мясопродуктов Atria потерял рыночную долю в России

Ритейлеры говорят о снижении продаж продукции концерна на 30%
Продажа «Атриа» активов «Кампофермы» в Московском регионе в июне 2015 г. за 4,5 млн евро положительно повлияла на прибыльность/ С. Николаев/ Ведомости

Принадлежащая финскому холдингу Atria Plc «Атриа Россия» (выпускает мясопродукты «Кампомос» и «Пит-продукт») за 2015 г. сократила чистые продажи на 23,9% до 75,1 млн евро, говорится в опубликованной вчера отчетности. Продажи в евро упали из-за девальвации рубля, выручка в рублях осталась на уровне 2014 г. Убыток до налогов и процентных выплат (EBIT) от операционной деятельности в России составил 0,4 млн евро против 5,7 млн евро в прошлом году. Чистые продажи всей Atria Plc уменьшились на 6% до 1,34 млрд евро, EBIT – на 28,8% до 28,9 млн евро. Падение EBIT связано с продажей подразделения Falbygdens по производству сыров и падением курса рубля, говорится в отчетности.

Снижение убытка по EBIT российского подразделения связано с повышением производительности, оптимизацией ассортимента, улучшениями на фабрике в Горелове и использованием местного сырья при производстве. Продажа «Атриа» активов «Кампофермы» в Московском регионе в июне 2015 г. за 4,5 млн евро положительно повлияла на прибыльность. Примерно 2,5 млн евро было засчитано в результат продаж.

В 2015 г. Atria Plc потеряла рыночную долю на российском рынке впервые с 2009 г., следует из отчетности. С 2009 по 2014 г. доля концерна в России составляла около 20% в Петербурге и 2% в Москве. В ситуации экономической нестабильности спрос смещается в низкоценовой сегмент, а «Атриа Россия» не самый дешевый производитель, объяснил снижение доли исполнительный вице-президент «Атриа Россия» Ярмо Линдхольм. Насколько уменьшилась доля, он не сообщил.

Объем продаж «Атриа» в рознице снизился, сообщила Atria. В магазинах ООО «ТД «Интерторг» (сети Spar, «Народная 7Я семья», «Идея») произошло заметное уменьшение продаж Atria, в денежном эквиваленте они сократились примерно на 30%, в объемах реализованной продукции (кг) – на 40–45%, рассказывает представитель ритейлера. По его словам, снижение наиболее ощутимо в таких сегментах, как сосиски, вареные и полукопченые колбасы, в этих категориях бренды Atria вытеснили другие производители (ОМПК, Великолукский и Черкизовский мясокомбинаты). В сегментах нарезки и пиццы потребление практически не сократилось, добавляет он.

Росту продаж Atria препятствуют дальнейшее снижение покупательной способности и негативные тренды в ритейле. «Стратегия компании предполагает, что мы были и продолжаем оставаться лидером по качеству продукции», – говорит Линдхольм. Из-за запрета на ввоз мясных продуктов из Европы на российском рынке есть спрос на высококачественные продукты, сообщили в пресс-службе Atria. По ее данным, продажи продукции Casademont (Atria производит сыровяленую колбасу по лицензии испанского мясопереработчика. – «Ведомости») стабильно увеличиваются.

По данным Atria за 2014 г., рынок мяса и мясных продуктов в Москве составляет 1,5 млрд евро, в Петербурге – 500 млн евро. Компания планирует выводить на рынки новые продуктовые линейки. Сейчас ее ассортимент – около 400 позиций.