Cеть франчайзинговых магазинов Melon Fashion Group прекратила рост

На магазины партнеров приходится около 10% выручки ритейлера одежды
Впервые с 2011 г. остановился рост сети франчайзинговых магазинов у российского ритейлера женской одежды Melon Fashion Group (MFG, 642 магазина Zarina, Love Republic, Befree)/ SMARTMONEY

Впервые с 2011 г. остановился рост сети франчайзинговых магазинов у российского ритейлера женской одежды Melon Fashion Group (MFG, 642 магазина Zarina, Love Republic, Befree). За 2015 г. количество франчайзинговых магазинов не изменилось и составило 134 точки. В прошедшем году по системе франчайзинга MFG открыла и закрыла по 25 магазинов, передал через представителя президент и гендиректор компании Михаил Уржумцев. В 2015 г. по франчайзингу под брендом Befree работало 56 магазинов, Zarina – 44, Love Republic – 34, добавил он.

В последнее время темпы роста продаж во франчайзинговых магазинах были выше, чем в собственной розничной сети, следует из годовых отчетов MFG. В 2012 г. продажи в магазинах партнеров выросли на 46% против 31% в собственной сети, в 2013 г. – на 35% против 5%, в 2014 г. – на 28,1% против 20% соответственно. Через магазины партнеров ритейлер в 2014 г. продал товаров на 1,09 млрд руб., а собственная розничная сеть принесла MFG 10,1 млрд руб., говорится в годовом отчете. За 2015 г. MFG открыла 37 собственных магазинов. Площадь магазинов ритейлера увеличилась на 3,7% до более чем 100 000 кв. м, но за счет закрытия неперспективных точек сеть уменьшилась на 27 магазинов. В целом продажи увеличились на 12,3% до 12,6 млрд руб., сообщала ранее пресс-служба MFG.

Максимальный прирост франчайзинговых точек пришелся на 2009 г., тогда партнеры открыли 40 магазинов, следует из годовых отчетов. В 2011 г. франчайзинговая сеть MFG сократилась со 107 до 101 магазина.

В прошлом году пришлось закрыть магазин, который проработал три года, стало понятно, что окупить инвестиции не получится – спрос на продукцию упал, говорит один из бывших франчайзи MFG. Одним из ключевых условий для ритейла Уржумцев называет приемлемую стоимость аренды. По его словам, франчайзи, которым не удается прийти к договоренности с арендодателями, вынуждены закрывать магазины. Некоторые торговые центры готовы идти на компромисс по условиям аренды, что позволяет поддерживать планы по открытию новых магазинов, добавляет он. Бывший франчайзи рассказал «Ведомостям», что его не устраивали условия сотрудничества с MFG, поэтому он поменял партнера и работает теперь под другим брендом.

На сайте MFG перечислены условия работы с ритейлером: отсутствие паушального взноса, роялти и рекламных отчислений. MFG предоставляет торговое оборудование и право на использование брендов, обучает персонал и др. Принципиально пересматривать существующие условия работы с франчайзинговыми магазинами MFG, по словам Уржумцева, не планирует.

В прошлом году Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти взыскал с партнеров MFG в пользу компании около 3 млн руб. задолженности за поставленный товар, следует из картотеки дел. В кризисных условиях MFG пытается более оперативно решать вопросы финансовых потоков, говорит Уржумцев.

Оборот франчайзинговых магазинов Finn Flare сохранился на уровне 2014 г., ритейлер фиксировал курсы валют для своих партнеров, предоставлял им дополнительные скидки, рассказывает гендиректор Finn Flare Ксения Рясова. По ее словам, эти меры позволяют сохранить существующие франчайзинговые магазины, но о развитии говорить не приходится. Притока новых партнеров нет, франчайзи боятся, что не хватит ресурсов для развития, но давние партнеры расширяются, объясняет Рясова. По ее словам, продажи в собственной сети и в e-commerce растут.