Статья опубликована в № 4021 от 24.02.2016 под заголовком: «Додо пицца» улетела за океан

Сеть пиццерий «Додо пицца» выходит на рынок США

За 10 лет компания намерена открыть до 400 заведений
  • Полина Гриценко

Сыктывкарская сеть «Додо пицца» открывает первое собственное заведение в США, рассказал «Ведомостям» основатель компании Федор Овчинников и подтвердила Алена Тихова, директор Dodo Pizza USA Retail Inc. (управляет проектом в США; по данным реестра компаний штата Делавэр, зарегистрирована 12 мая 2015 г., учредители не раскрываются).

Пиццерия в американском Оксфорде начнет работу в тестовом режиме 25 февраля, официальное открытие намечено на начало марта, уточнила Тихова.

В течение 10 лет «Додо пицца» намерена открыть в Америке 400 точек, как собственных, так и по франшизе, делится планами Овчинников. По его словам, на этом рынке проекту помогает издатель американского отраслевого журнала PMQ Pizza Magazine Стив Грин, у последнего есть опцион на покупку миноритарной доли в Dodo Pizza USA Retail Inc. Грин от комментариев отказался.

В открытие первого американского заведения «Додо пицца» будет вложено около $500 000, оно должно окупиться летом 2018 г., говорит Овчинников. По его плану ежемесячная выручка точки к июлю-августу 2016 г. достигнет $45 000. Себестоимость продуктов будет выше, чем у конкурентов, признается Овчинников, но сэкономить расходы планирует за счет IT-платформы собственной разработки, работы только с доставкой и только через интернет, ограниченного меню (семь видов самых популярных пицц). Стоимость пиццы будет, как у конкурентов (Papa John’s Pizza, Domino’s Pizza), – $12–13 за штуку, добавил собеседник «Ведомостей».

Развивать проект в США Овчинников, по собственным словам, планирует за счет доходов от российского бизнеса. Он состоит из семи собственных ресторанов и 78, открытых по франшизе. Их совокупная выручка в 2015 г. составила 1,1 млрд руб., говорит Овчинников, продажи собственных точек – на уровне 170 млн руб.

Удвоение пиццы

Развитие в России сеть пиццерий «Додо пицца» откладывать не планирует, хотя есть сложности с привлечением инвестиций от частных инвесторов, говорит Овчинников. Сейчас сеть состоит из 85 ресторанов, к концу 2016 г. планируется довести число точек до 170 благодаря франчайзи, добавляет он, инвестиции в открытие одной точки – 6–14 млн руб.

Собственной сетью «Додо пицца», по словам представителя компании, управляет «Пицца венчур», 90,3% долей которого в свою очередь согласно ЕГРЮЛ принадлежат Овчинникову. Другая фирма – ООО «Додо франчайзинг» (100% долей у «Дипи глобал груп лимитед» с Британских Виргинских островов) отвечает за работу сети ресторанов партнеров. По словам Овчинникова, ему принадлежат 69% долей в «Дипи глобал груп лимитед», остальное – у частных инвесторов и менеджеров компании (их имена он не назвал). Выручка «Пицца венчур», по данным «СПАРК-Интерфакса», в 2014 г. (более поздних нет) составила 150,2 млн руб., «Додо франчайзинг» – 8,9 млн руб.; чистый убыток – соответственно 19,3 млн и 4,3 млн руб.

В 2015 г. чистая прибыль собственной сети составила 20,6 млн руб., уверяет Овчинников, компания, управляющая франчайзи, убыточна (убыток 28,6 млн руб.), поскольку много вкладывается в развитие информационной системы и продуктового подразделения.

В 2014 г. о планах самостоятельно выйти на ресторанный рынок Нью-Йорка объявила российская сеть блинных «Теремок». Два ресторана откроются на Манхэттене в мае-августе 2016 г., на 2017 г. запланировано открытие точки в торговом центре American Dream, рассказал представитель сети. Если продукт окажется конкурентоспособен и интересен международному потребителю, «Теремок» хочет построить международную сеть, говорит основатель и акционер сети ресторанов Михаил Гончаров. В России у сети снижается рентабельность, замечает он: несмотря на работу по ограничению затрат, себестоимость и аренда растут, а число посетителей в торговых центрах сократилось на 10–15%.

В США за последние 10 лет взрывными темпами растет сегмент гурмэ-фастфуд – сети Chipotle, Five guys, Panera Bread открыли каждая более 1500 точек, замечает Гончаров, тогда как классический фастфуд – «Макдоналдс», KFC, – напротив, стагнирует. Американский рынок общественного питания развит и довольно насыщен, там бизнес часто борется за прирост оборота в 2–3%, в России возможностей больше, хотя, безусловно, в кризис развитие сдерживается многими факторами, с другой стороны, это время для новых интересных возможностей, рассуждает старший вице-президент по маркетингу «Росинтера» (рестораны итальянской кухни Il Patio, японской кухни «Планета суши» и др.) Валерия Силина. У бренда «IL Патио» (сейчас за рубежом – один ресторан в Риге по франшизе) есть хороший потенциал для экспансии на некоторые внешние рынки, например по франшизе, добавляет она.

Российских сетей ресторанов быстрого питания, решившихся на выход на внешние рынки, немного: в частности, в 2015 г. две кофейни в Праге по франшизе открыла «Даблби». Крупные российские рестораторы более высокого ценового сегмента за рубежом представлены шире: в Лондоне есть свои сети у основного владельца «Росинтера» Ростислава Ордовского-Танаевского Бланко и основателя «Арпикома» Михаила Зельмана, у Аркадия Новикова – рестораны в Лондоне и Дубае, Maison Dellos Андрея Деллоса управляет проектами в Париже и Нью-Йорке.