Российская выручка Arla Foods и Valio в 2015 году существенно сократилась

После введения эмбарго компании реструктурируют бизнес и локализуют производство в России
Российские бренды заняли место запрещенных продуктов/ Е. Егоров/ Ведомости

Выручка датско-шведского производителя молочной продукции Arla Foods в России в 2015 г. упала в 2,7 раза по сравнению с прошлым годом – до 39 млн евро, следует из отчета компании. Общая выручка Arla уменьшилась на 3,3% до 10,3 млрд евро, прибыль – на 7,8% до 295 млн евро. Снижение финансовых показателей компания объясняет введением Россией эмбарго, падением спроса на молочную продукцию в Китае и отменой квот на производство молока в Европе. В 2013 г. продажи в России выросли на 44,3% и составили 1,2% выручки Arla.

Объем продаж финской Valio в 2015 г. составил 1,7 млрд евро, что на 11,9 % ниже, чем в 2014 г. Кроме перечисленных Arla причин снижения Valio отмечает, что на доходах отразились импорт недорогой продукции и сильная ценовая конкуренция на внутреннем рынке Финляндии. В 2014 г. продажи Valio в России упали, по данным компании, на 31,7% до 258 млн евро. Объем продаж в России за 2015 г. финский концерн не раскрывает.

Российские продажи упали с 8000 до 2000 т продукции в месяц, следует из презентации гендиректора ООО «Валио» Рауля Лённстрёма (документ за июль 2015 г. выложен на сайте Европейского экономического и социального комитета). Цены в России выросли на 25–30%, потребление сыра сократилось на 25%, молочных продуктов – на 10–15%, сказано в презентации.

По итогам 2015 г. Valio нарастила объем производимой в России продукции на 30%, концерн впервые начал выпускать в России сливочное масло, плавленый сыр в «ваннах», творог, «густые» йогурты, твердые сыры. До эмбарго 90% продукции экспортировалось из Финляндии, сказано в презентации. Ассортимент Valio на российском рынке – 120 товарных позиций, около 90% продукции производится в России, сообщил Valio. В собственный завод в Ершове Valio инвестировала более 63 млн евро.

Из-за действующего эмбарго Arla пока не будет делать больших инвестиций в Россию. Компания планирует увеличивать лояльность потребителей к бренду, запускать новые продукты на мощностях партнера – холдинга «Молвест», сказано в годовом отчете Arla. За 2015 г. Arla расширила производство желтых сыров, а также установила линию по производству сливочных сыров.

Valio также намерена в этом году увеличить выпуск продукции на партнерских предприятиях (ООО «Эрманн», МК «Галактика», ООО «Аллгой» и ООО «Кохмайстер рус») как минимум вдвое, сказано в сообщении концерна.

Отечественные производители воспользовались ситуацией, когда иностранным компаниям из-за санкций приходилось перестраивать свой бизнес в России, чтобы увеличить собственные продажи, говорит председатель правления объединения «Союзмолоко» Андрей Даниленко. По его словам, больше всего выиграли компании, работающие в Москве и на Северо-Западе, где позиции Valio были особенно сильными.

Продажи молокозавода «Пискаревский» в 2015 г. выросли на 5%, производство молока в холдинге увеличилось на 10%, говорит его коммерческий директор Георгий Житмарев. Он объясняет это замещением белковых продуктов в продовольственной корзине: «Цены на молоко росли гораздо медленнее (до 5% за год), чем на другую белковую продукцию». «Нам повезло – для возрастающего спроса у нас было сырье», – сказал Житмарев.

Valio быстро наращивает производственные активы и восстанавливает объемы продаж, что не позволит отечественным компаниям забрать существенную долю на рынке, считает Даниленко. Увеличение собственного производства позволяет также удерживать место на полках в магазинах, что облегчит возвращение продукции после отмены эмбарго, сказано в презентации Лённстрёма из Valio.