Статья опубликована в № 4037 от 21.03.2016 под заголовком: Авиабилеты могут подорожать

Авиабилеты могут подорожать из-за роста аэропортовых сборов

Крупнейшие российские аэропорты «Шереметьево» и «Домодедово» повышают плату за свои услуги
  • Александр Воробьев

До недавних пор аэропортовые сборы за взлет-посадку, авиационную безопасность и услуги аэровокзального комплекса регулировались государством. Но 30 ноября прошлого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) решила отказаться от этой практики в Московском авиационном узле, либерализованы также сборы за стоянку судов. 21 февраля решение вступило в силу.

Крупнейшие аэропорты тут же воспользовались этой возможностью. «Домодедово» в марте подняло сбор за взлет-посадку на 15%, за авиационную безопасность – на 26%, а с 30 марта поднимет сбор за аэровокзальный комплекс для международных линий на 27%, а для внутренних – сразу на 43%, рассказал менеджер российской авиакомпании и подтвердил представитель аэропорта. «Шереметьево» с 1 апреля поднимет тариф на взлет-посадку на 12%, на авиабезопасность – на 3%, на аэровокзал – на 9%, говорят менеджеры двух перевозчиков.

В результате для среднемагистрального самолета с загрузкой 60–70% стоимость рейса в «Домодедово» вырастет примерно на 12 000 руб., в «Шереметьево» – на 6000 руб., это рост почти на 20 и 10% соответственно, подсчитал менеджер одного из авиаперевозчиков.

Аэропортовая доля

20% примерно столько составляют аэропортовые сборы в структуре затрат авиакомпаний, оценивал ранее заместитель гендиректора S7 Дмитрий Куделькин

Тарифы «Шереметьево» (с учетом нерегулируемых) в этом году вырастут в среднем на 7,4%, это почти вдвое ниже уровня инфляции в 2015 г. (составила 12,9%), говорит представитель аэропорта. «Индексация аэропортовых тарифов и сборов на уровень инфляции – ежегодное плановое мероприятие, – объясняет представитель «Домодедово». – Их рост также зависит от расходов на развитие инфраструктуры». Он указывает, что сбор за авиабезопасность увеличен сильнее в связи с расходами на модернизацию оборудования, которую «Домодедово» провело в 2015 г. А сбор за пользование аэровокзалом не повышался с 2010 г., текущее повышение (на 27 и 43%) ниже накопленной инфляции, добавляет он.

«Домодедово» пыталось повысить этот сбор ранее, но ФАС отказывала, так как аэропорт, несмотря на инфляцию, оставался высокорентабельным, сказал менеджер авиакомпании.

«Возрастающие расходы существенно отразятся на экономике авиакомпаний. Мы неоднократно говорили о негативных последствиях дерегулирования тарифов и отсутствия реальной конкуренции между аэропортами, – заявил представитель S7. – Как следствие, это может привести к повышению стоимости билетов». Представитель «Аэрофлота» тему не комментирует. Человек, близкий к компании, признает, что рост тарифов будет в конечном счете переложен на пассажиров.

«Внуково» как минимум на летнюю навигацию тарифы поднимать не будет», – говорит председатель совета директоров аэропорта Виталий Ванцев. «Мы хотим быть более привлекательными для авиакомпаний, – продолжает Ванцев. – Пропускная способность терминалов – 30 млн человек в год, а по показателям января – февраля мы выходим на годовые 10 млн. Мы нацелены на то, чтобы дополнительно привлечь перевозчиков, не базирующихся в Москве».

«Сменить аэропорт могут небольшие авиакомпании, в Москве только разворачивающиеся. Базирующиеся здесь крупные перевозчики сделать этого не могут», – отмечает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Отменив регулирование, ФАС обязала аэропорты уведомлять о планируемом повышении тарифов. Уведомления получены и анализируются, говорит представитель службы. В случае необоснованного роста тарифов ФАС может вмешаться, например обязать прекратить нарушение антимонопольного законодательства, рассказывал он ранее.