Доля X5 на петербургском рынке в 2015 году могла составить около 23%

Вклад Северо-Западного региона в выручку ритейлера продолжает падать
Х5 не спешит открывать новые магазины в Петербурге/ Е. Егоров/ Ведомости

Рыночная доля X5 Retail Group в Петербурге снизилась с 28% в 2011 г. до 21,14% в 2014 г., следует из ответа УФАС по Петербургу на запрос «Ведомостей». Доля ритейлера в обороте розничной торговли продовольствием выросла за прошлый год до 23%, оценил гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Итогов за 2015 г. УФАС пока не подводило.

Раньше развитие X5 в Петербурге тормозил запрет ФАС на открытие новых магазинов. В 2009 г. ритейлер занимал около 35% петербургского рынка (закон о торговле ограничивает долю одного ритейлера 25%). В 2013 г. доля Х5 сократилась до 22,86%, служба сняла запрет. В приоритете развития в Петербурге не рост доли, а программа реконструкции магазинов всех форматов и улучшение их ценностных предложений для покупателя, говорит представитель X5.

За 2015 г. X5 открыла на Северо-Западе 63 магазина, из них 54 «Пятерочки», 8 «Перекрестков», 1 «Карусель», следует из ее отчета. Меньше ритейлер открыл только в Восточной Сибири. У X5 на Северо-Западе 699 магазинов, по их количеству регион уступает Центральному, Поволжскому и Уральскому регионам, хотя в 2013 г. был на втором месте по размеру сети после Центрального.

Несмотря на рост рыночной доли в Петербурге, доля Северо-Западного региона в обороте X5 снизилась на 1,2 процентного пункта до 15,2%, следует из отчета компании. СЗФО занимает второе место по выручке после Центрального региона (53,7%). За 2015 г. выручка X5 выросла на 26,7% до 808,8 млрд руб. Активный рост в ЦФО и на Урале вызывает увеличение пропорций этих регионов и снижение тех, где развитие идет более поступательными темпами, как на Северо-Западе, объясняет представитель X5. Трансформация бизнес-модели в сочетании с органическим ростом и реконцепцией существующих магазинов обеспечила рост выручки X5 в Петербурге более чем на 17%, говорит Бурмистров. В Петербурге обновлены все «Пятерочки», более 40% магазинов «Перекресток» и «Карусель», говорит представитель X5.

Выручка по СЗФО падает и у других ритейлеров. В «Дикси» она уменьшилась с 25% в 2013 г. до 23% в 2014 г. В 2014 г. на Северо-Западе было 526 магазинов (второе место после Московской области). За 2015 г. ритейлер открыл 105 «магазинов у дома», более 30 – в новых для себя населенных пунктах СЗФО, говорит представитель «Дикси» Екатерина Куманина.

Доля «Ленты» на петербургском рынке выросла с 10,5 до 12% в 2014 г., следует из данных УФАС. Доля Петербурга в выручке «Ленты» снизилась с 28,3% в 2014 г. до 24,5% в 2015 г., следует из данных компании. В прошлом году «Лента» открыла в Петербурге три гипермаркета и четыре супермаркета и по одному гипермаркету в Великом Новгороде и Мурманске. Наибольший прирост доли рынка за 2011–2014 гг. показало ООО «ТД «Интерторг» (сети Spar, «Народная 7Я семья», «Идея») – она выросла с 5 до 13%.

Оборот розничной торговли в Петербурге в феврале 2016 г. снизился на 1,7% по сравнению с февралем 2015 г. до 86,2 млрд руб.