Теневой рынок такси оценили в 116 млрд рублей

На него приходится пятая часть таксомоторных перевозок, выяснили эксперты Аналитического центра при правительстве

Теневой сектор таксомоторных перевозок занимает пятую часть рынка такси, подсчитали эксперты Аналитического центра (АЦ) при правительстве России. Годовую выручку таксистов, не имеющих соответствующего разрешения, они оценили в 116,4 млрд руб. Сейчас это в основном «мерцающие работники» – автомобилисты, для которых такси не основная работа. Поэтому их выручка на одну машину существенно ниже, чем у легальных таксистов, говорится в исследовании.

Рынок легальных такси, по оценкам АЦ, составляет 441 млрд руб., что соответствует примерно 0,6% ВВП. Авторы исследования оценили число легально работающих такси в стране в 338 000, при том что выдано около 457 000 разрешений на такие услуги.

За 2010–2014 гг. число автомобилей в индустрии такси выросло более чем на 20%, а сам рынок – на 85%, говорится в отчете аналитиков. Среди основных причин роста рынка – увеличение количества такси, емкости рынка и среднего чека, а также «повышение производительности труда в сфере такси из-за появления агрегаторов».

«Яндекс.Такси» оценивает рынок пассажирских перевозок такси только в 200 млрд руб. С чем связана такая разница в расчетах, представитель сервиса Элина Ставиская не уточнила. Вместе с тем оценка «Яндексом» соотношения всего рынка и его серой части совпадает с оценкой АЦ. Проблема теневого рынка такси актуальнее для регионов, чем для Москвы, добавляет представитель службы заказа «Такси Максим».

Uber не ведет своей статистики рынка, говорит его представитель в России Александр Костиков, добавляя, что рынок в целом стал прозрачнее. Последние пять лет сокращается число нелегальных перевозок и это связано с качественным изменением услуг такси, говорит Ставиская. «Благодаря появлению агрегаторов легальное такси стало гораздо удобнее и превзошло нелегальный извоз по скорости подачи, цене, качеству сервиса», – указывает она. Так, время ожидания сократилось с часа до 4 минут. Уменьшился и средний чек: в марте 2016 г., по данным «Яндекс.Такси», в Москве средняя длительность поездки – 26 минут, а средняя стоимость – 533 руб. В ноябре 2013 г. она составляла 560 руб.

Деньги из тени

6,98 миллиарда рублей в год мог бы составить объем налоговых поступлений при легализации теневого сектора, если предположить, что используется упрощенная система налогообложения с налогом на оборот, подсчитали эксперты АЦ. При использовании патентной системы налоговые поступления могли бы составить около 5,96 млрд руб.

Агрегаторы за счет сокращения затрат на колл-центры и диспетчеризацию снизили и себестоимость поездок, согласны эксперты АЦ при правительстве.

В 2015 г. схожий эффект на себестоимость от появления агрегаторов на рынке такси отмечала Федерация автовладельцев России. Организация в письме генпрокурору России Юрию Чайке заявляла, что компании – агрегаторы такси воздействуют «на управленческие процессы» при установке таксопарками тарифов, что «имеет все признаки состава преступления по ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп)». Это приводит, говорилось в письме, «к монополизации тарифообразования на рынках таксомоторных услуг в субъектах Российской Федерации» компаниями Uber, GetTaxi (сейчас работает под брендом Gett) и «Яндекс.Такси».

По расчетам Сергея Азатяна, управляющего директора Inventure Partners (фонд инвестировал в Gett), через пару лет доля нелегальных перевозок составит менее 10% – в первую очередь за счет агрегаторов. Но для этого перевозчикам должно стать выгодно легализоваться, отмечает представитель «Такси Максим». Сейчас, по его словам, штрафы для легальных таксистов в 10 раз больше, чем для нелегальных, а налоговая система, страхование автомобилей такси несовершенны. «Государство несколько лет не может написать для рынка такси правильный закон», – сетует он.

В конце 2015 г. депутаты начали готовить поправки ко второму чтению законопроекта о регулировании таксомоторной деятельности, внесенного единороссами Евгением Москвичевым и Вячеславом Лысаковым еще в 2014 г. Проект предполагает резкое увеличение штрафов для такси без лицензии. Поправки ко второму чтению запретят сервисам такси работать с неофициальными таксистами. Но региональным властям запретят вводить единый цвет такси и квоты на количество перевозчиков. По словам Лысакова, закон планируется принять в апреле-мае.

В департаменте транспорта Москвы и Минтрансе на запросы не ответили.