Статья опубликована в № 4041 от 25.03.2016 под заголовком: Аэропорты повышают тарифы

С 1 апреля региональные аэропорты поднимут отдельные тарифы

Авиакомпании будут компенсировать рост сборов повышением цен на билеты

Аэропорт Самары с 1 апреля поднимет тарифы на приемку/выпуск судна на 69% до 4900 руб., подачу телетрапа – на 43% до 10 000 руб., буксировку судна – на 32% до 8000 руб., обслуживание санузлов – на 40% до 6000 руб., доставку пассажиров автобусом – на 24% до 2900 руб., рассказали менеджеры двух авиакомпаний. Аэропорт Екатеринбурга («Кольцово»), по их данным, повысит стоимость приемки/выпуска на 36%, слива/заправки питьевой водой – на 46%, буксировки – на 46%.

Представитель холдинга «Аэропорты регионов» (владеет также аэропортами Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону) цифры подтвердил. «Отдельные тарифы не отражают реальной картины, доля этих тарифов в структуре обслуживания рейса невелика», – говорит он. Обслуживание рейса в Самаре в целом вырастет на 6,9%, в «Кольцово» – на 4,2%, средняя корректировка по холдингу составит около 5% и это значительно ниже инфляции в 2015 г. (12,9%), отмечает собеседник. В 2016 г. инфляция, по прогнозам ЦБ, может составить 7,5–8%. В Самаре построен и введен новый терминал за 6 млрд руб., инвестиции необходимо возвращать, добавляет представитель «Аэропортов регионов».

Обслуживание рейса в аэропортах «Базэл аэро» (Сочи, Краснодар, Анапа и Геленджик) в среднем подорожает примерно вдвое ниже прошлогодней инфляции, говорит человек, близкий к холдингу. «Регулируемые тарифы ФАС (сборы за взлет-посадку, авиационную безопасность, услуги аэровокзального комплекса и стоянку судна) больше чем на 5% по нашему холдингу никогда не разрешала повышать, а нерегулируемые мы каждый год – обычно с 1 апреля – повышаем на размер инфляции», – сообщил менеджер «Новапорта» (владеет 10 аэропортами). Доли регулируемых и нерегулируемых тарифов в структуре обслуживания судна – примерно 50 на 50, добавляет собеседник.

«Значительный рост аэропортовых сборов (рост тарифов на наземное обслуживание, например, в аэропортах Тюмени, Сочи, Адлера значительно опережает инфляцию) не позволяет «Аэрофлоту» выполнять поручение президента по повышению эффективности госкомпаний и директиву правительства о ежегодном сокращении издержек на 2–3%», – говорит источник в «Аэрофлоте». Он добавляет, что авиакомпании вынуждены будут компенсировать рост сборов повышением цен на билеты. «Аэрофлот», по его словам, готовит запросы в ФАС по поводу обоснованности роста.

Доля регионов

50-55% такова доля всех региональных аэропортов в общем количестве обслуживаемых в России рейсов, 45–50% приходится на три московских аэропорта, говорит менеджер российской авиакомпании. «Домодедово» и «Шереметьево» тоже поднимают тарифы, обслуживание рейса у них вырастет почти на 20 и 10% соответственно, оценивал менеджер авиакомпании

Аэропорты ежегодно поднимают тарифы, но в этом году рост значительней, говорит менеджер российской авиакомпании. Воздушные перевозки низкомаржинальны или убыточны, поэтому даже такое повышение тарифов чувствительно, добавляет он. Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался. Представитель S7 говорит только, что компания отмечает существенный рост нерегулируемых тарифов на услуги региональных аэропортов.

«Регулируемые тарифы ни в одном региональном аэропорту (в московских аэропортах регулирование прекратилось в феврале) не вырастут даже на 10%. За нерегулируемыми ФАС не следит, но по жалобе авиакомпании можем изучить, насколько обоснован их рост, и, возможно, предписать аэропорту прекратить нарушения», – сказал начальник управления регулирования транспорта ФАС Дмитрий Рутенберг.

Доля аэропортового обслуживания в затратах авиакомпаний – 7–15% в зависимости от продолжительности рейса, поэтому на стоимости билетов это может отразиться очень незначительно, говорит менеджер «Новапорта». Заместитель гендиректора S7 Дмитрий Куделькин долю аэропортовых сборов ранее оценивал примерно в 20%.

«В летнюю навигацию с ростом спроса (с конца марта до конца октября) авиакомпании традиционно повышают цены, за счет летнего сезона они покрывают убытки предыдущей зимы и копят ресурсы для следующей», – объясняет руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Если часть этой маржи будут забирать аэропорты, то многие перевозчики или рискуют не пережить следующую зиму, или вынуждены будут дополнительно поднимать цены, говорит он. В зимний сезон авиакомпании будут вынуждены снижать цены, а аэропортовые тарифы снижены не будут, напоминает человек, близкий к Минтрансу. «Для пассажира рост аэропортовых сборов будет незаметен, так как авиакомпании в летний сезон все равно поднимают цены на билеты, в среднем на 15–20%», – говорит представитель Aviasales.ru Янис Дзенис.