ФАС может начать регулировать ставки ФГК и «УВЗ логистик»

Или обязать продавать услугу по предоставлению вагонов на бирже
ФАС отправит вагоны на биржу/ А. Махонин/ Ведомости

ФАС до 29 марта вынесет решение по ходатайству Федеральной грузовой компании (ФГК, дочерняя структура РЖД) об управлении парком «УВЗ логистик» («дочка» УВЗ), сообщил в четверг руководитель службы Игорь Артемьев. «Предварительная позиция заключается в том, что мы дадим согласие на сделку вероятно, но с предписанием», – уточнил он (цитата по ТАСС).

Предписание будет содержать ряд «поведенческих условий» для ФГК, знают два источника «Ведомостей» – близкий к «УВЗ логистик» и источник в ФАС. «Антимонопольное ведомство может это делать вне зависимости от доли компании на рынке», – отмечает партнер юридической компании «Основа» Вацлав Макарский. Цель введения таких поведенческих условий – нивелировать риски возникновения ограничения конкуренции на рынке, уточняет юрист.

В качестве поведенческого условия ФАС может дать предписание часть продукции реализовывать «конкурентными способами», например на бирже, указывает юрист. Источник в ФАС подтверждает, что такой вариант обсуждается. Представители ФАС, ФГК, «УВЗ логистик» от комментариев отказались.

Сейчас биржи вагонов нет. Но существует разработанная некоммерческим партнерством операторов железнодорожного подвижного состава электронная площадка www.kirrail.org, которая содержит модуль – предоставление подвижного состава. Ранее ФАС предлагала создать «Совет рынка», который смог бы в том числе разработать нормативную базу и систему функционирования рынка на основе площадки, где может торговаться услуга по предоставлению вагонов на основе спотовых заявок. По мнению ФАС, за основу можно было бы взять организацию рынка агрегаторов такси.

«У ФГК 8000–15 000 полувагонов, в зависимости от сезонности, остаются незадействованными, поэтому привлечение части из них на биржевую площадку может быть эффективно интегрировано в коммерческую стратегию компании», – считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Биржевая ставка» на вагон будет выше среднерыночной, потому что, скорее всего, за услугой будут обращаться «проблемные грузоотправители» – с неудобным расположением, маленькими объемами или агрессивными грузами. Эксперт уверен, что на основных клиентах ФГК – «Мечеле», СУЭК, «Кузбассразрезугле», ПМХ – не скажется перенаправление на спот части парка.

ФАС может ввести регулирование доходности ФГК, рассказал источник, близкий к «УВЗ логистик». Источник «Ведомостей» в ФАС говорит, что такой вариант обсуждается, но он не единственный и маловероятный: «ФАС считает бессмысленным и неприемлемым устанавливать максимально допустимый уровень доходности на уровне прейскуранта 10-01, потому что это приведет к резкому скачку стоимости перевозки».

Макарский напоминает, что ФАС при определенных условиях может устанавливать максимально допустимый уровень торговой наценки только для компаний с долей на рынке не менее 35%. На начало года парк «УВЗ логистик» с учетом финансового лизинга составил 37 672 вагона (в том числе 28 000 полувагонов и 9500 цистерн), из них в управлении 30 397 вагонов. ФГК на 1 января 2016 г. управляла 129 500 вагонами, в собственности 113 600. Даже при объединении с парком «УВЗ логистик» доля ФГК на рынке полувагонов не превысит 25%, говорит Бурмистров.