Швейцарский суд снял с топ-менеджера «Газпрома» обвинения в коррупции

Александр Шайхутдинов не может быть судим по делу о подкупе, поскольку не является госчиновником, решил суд
Швейцарский суд снял с топ-менеджера «Газпрома» обвинения в коррупции/ М. Стулов/ Ведомости

Федеральный суд по уголовным делам Швейцарии снял с высокопоставленного сотрудника "Газпрома" Александра Шайхутдинова обвинения в коррупции на миллионы швейцарских франков. Как сообщает Swiss info, суд пришел к выводу, что Шайхутдинов, а также его подельник, бывший руководитель «АББ Россия» и «Альстом Россия» Владимир Ушаков, могут быть свободны от уголовного преследования и могут получить компенсации на общую сумму $166 000. Суд решил, что хотя и дача взяток могла иметь место, но подкупались не госчиновники, поскольку "Газпром" является не госструктурой, а частной компанией, следовательно, они не подпадают под нормы швейцарского антикоррупционного законодательства.

По версии прокуратуры, замруководителя департамента по транспортировке, подземному сохранению и использованию газа концерна "Газпром" Александр Шайхутдинов, а также бывший член правления "Газпрома" Богдан Будзуляк получали взятки от экс-президента представительства компании «АББ Россия» Михаила Чеснакова и от Владимира Ушакова. Следствие считает, что Ушаков давал взятки в интересах сначала швейцарской компании АВВ и французской Alstom, а после 2004 г. - шведской Siemens Industrial Turbomachinery (SIT) за получение подрядов на модернизацию газопровода "Ямал - Европа". По версии следствия, получатели взяток незаконно получили 7 млн швейцарских франков ($7,2 млн), которые поступили им через сфальсифицированные контракты об оказании консультационных услуг. Фигурантам дела были предъявлены обвинения в подделке документов, взяточничестве и отмывании.

Обвинения с Будзуляка были сняты ранее. Поскольку топ-менеджеры "Газпрома" с точки зрения суда не являются госчиновниками, дело против Шайхутдинова развалилось.

Deutsche Welle напоминает, что в Уголовном кодексе Швейцарии статья о подкупе иностранных должностных лиц затрагивает не только подкуп чиновников или госслужащих, но и подкуп широкого круга лиц, которые наделены государством определенными полномочиями. Наказание для признанных виновными получателей взяток предполагает лишение свободы на срок до пяти лет или денежный штраф. С 2006 г. преступлением считается не только подкуп иностранного должностного лица, но и получение взятки зарубежными должностными лицами. Швейцарская юрисдикция распространялась на Будзуляка и Шайхутдинова, поскольку средства, предположительно полученные в виде взятки, они разместили на счетах в швейцарских банках.

Swiss info отмечает, что трое из четверых обвиняемых на вынесении приговора отсутствовали.

Генеральная прокуратура Швейцарии пообещала изучить решение суда в установленном порядке.

В процессе был многомесячный перерыв - с ноября до середины марта - в связи со спором, на каком языке должны были проводиться слушания.

Суд постановил разморозить счета Шайхутдинова в Credit Agricole, сообщает Deutsche Welle, ссылаясь на копию приговора. Госбюджет компенсирует ему расходы на судебный процесс на сумму 151 000 франков, а также выплатит 3000 франков за моральный ущерб. Также государство оплатит Ушакову расходы на адвокатов - почти 150 000 франков.

Сам факт получения денег менеджерами "Газпрома" адвокаты подсудимых не отрицали, напоминает DW. Siemens Industrial Turbomachinery (SIT) два года назад признала, что "недостаточно следила за соблюдением принципов порядочности в реализации проекта по модернизации газопровода "Ямал - Европа", выплатила в швейцарский бюджет всю полученную от вероятно коррупционной сделки прибыль - $10,6 млн - и еще 125 000 франков пожертвовала Международному комитету Красного Креста. В обмен на это признание уголовное дело в отношении менеджмента SIT в Швейцарии закрыли, напоминает DW.

В сентябре 2014 г. Ушаков говорил "Ведомостям", что если сотрудникам "Газпрома" и платили, то за реальные консультации и как экспертам, которые оказывали эти услуги во внеслужебное время. "Кроме них привлекали инженеров и академических работников. Цель была в освоении кооперированного производства газовых турбин в России", - говорил он. По его словам, следствие бездоказательно называло консалтинговые соглашения фиктивными. «У компании, которой оказывали эти консультационные услуги, не было опыта производства газоперекачивающих агрегатов, в особенности для работы в сложных российских условиях. Они не знали требований «Газпрома». Если бы не эти консультации, производство никогда бы не вышло на нужный уровень», - объяснял Ушаков "Ведомостям". По его словам, эти выплаты нельзя считать взяткой. "Следователи утверждают, что выплата «взяток» была условием заключения контрактов со структурами «Газпрома», но в реальности все платежи происходили после подписания контрактов", - добавлял он.