Сопоставимые продажи «Магнита» в I квартале 2016 года незначительно выросли

Аналитики видят в этом стабилизацию потребительского спроса
Продажам «Магнита» помогло 29 февраля – дополнительный торговый день/ Е. Разумный/ Ведомости

Выручка крупнейшего в стране продовольственного ритейлера – «Магнита» в марте 2016 г. увеличилась на 15,4% год к году до 89,97 млрд руб., сообщила компания. В марте продажи росли медленнее, чем в предыдущем месяце, даже с поправкой на дополнительный день, отмечает в своем отчете аналитик UBS Ульяна Ленвальская. Так, в целом февральские продажи «Магнита» выросли на 19,5%, без учета 29 февраля – на 15,7%, сказано в материалах ритейлера.

За I квартал 2016 г. выручка «Магнита» увеличилась на 16,6% до 254,4 млрд руб. Это меньше, в чем в IV квартале 2015 г. – 17,8%. Сопоставимые продажи «Магнита» (в магазинах, работающих свыше 12 месяцев) в январе – марте 2016 г. выросли на 0,4% при росте трафика на 1,5% и падении среднего чека на 1%, тогда как в октябре – декабре 2015 г. продажи упали на 0,1%, трафик – на 2,1%, а средний чек вырос на 2,1%. Также падение выручки с квадратного метра у «Магнита» постепенно замедляется: если в январе 2016 г. снижение составляло 6,2% год к году, в феврале – 5,8%, то в марте – 5,2%, указывают аналитики JPMorgan в своем отчете.

Дополнительный торговый день февраля оказал свое положительное влияние, но такие результаты также подтверждают, что потребительский спрос стабилизировался, пишут аналитики JPMorgan. Потребители закончили корректировать свои бюджеты, указывали ранее авторы обзора «Сбербанк CIB» «Потребительский индекс Иванова»: доля тех, кто экономит на основных продуктах, в январе – марте 2016 г. осталась той же, что и в IV квартале 2015 г., – 70%. Покупатели привыкли к текущим условиям, замечал тогда представитель X5 Retail Group.

Однако восстановления спроса пока не наблюдается, констатируют аналитики UBS и JPMorgan. Сопоставимый средний чек «Магнита» снижается на фоне замедления инфляции, реальные доходы населения продолжают снижаться, добавляет Ленвальская из UBS. По данным Росстата, продовольственная инфляция в марте 2016 г. составила 0,4% против 1,6% в марте 2015 г.; с начала 2016 г. – 2,3% по сравнению с 10,9% за этот же период прошлого года.

Снижение среднего чека может говорить не только о сохраняющейся настороженности потребителей и сократившемся списке наименований покупок, но также отражать и инвестиции «Магнита» в цену, когда ритейлер организовывает маркетинговые предложения в целях стимулирования спроса или снижает уровень торговой надбавки, указывает аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. В I квартале 2016 г. реальные доходы ключевой аудитории «Магнита» – населения с уровнем доходов ниже среднего – продолжали падать, отмечает Колупаева, в то же время основные конкуренты ритейлера также стремятся привлечь покупателей лучшими ценами. Улучшение потребительских настроений, по ее словам, может отразиться в результатах «Магнита» в этом году, но позже и будет зависеть от макроэкономических факторов – цены на нефть, обменного курса рубля, состояния экономики и уровня инфляции.