Airbus интересуется долей в «Вертолетах России» – Улюкаев

«Ростех» планирует продать 49% в компании
«Оборонпром» находится под секторальными санкциями/ М. Стулов/ Ведомости

«Вертолетами России» интересуется концерн Airbus, рассказал министр экономического развития Алексей Улюкаев по итогам встречи с французскими деловыми кругами в пятницу в Париже: «Airbus высказал свои предложения, но ничего еще не определено» (цитата по «Интерфаксу»). В воскресенье Reuters со ссылкой на пресс-службу Airbus сообщило, что компания не планирует приобретать долю.

«Ростех» (через «Оборонпром» владеет 100% «Вертолетов России») планирует продать 49% «Вертолетов России». Покупателем может стать Российский фонд прямых инвестиций, возможно, совместно с одним из партнерских фондов, рассказывал гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Одним из претендентов он называл дубайский инвестфонд Mubadala Development. Фонды могут получить 20–25% холдинга.

«Мы ведем переговоры с рядом крупнейших мировых холдингов, которые могли бы выступить стратегическим и технологическим партнером. Говорить о конкретных договоренностях пока преждевременно», – сказали представители «Ростеха» и «Вертолетов России».

Чемезов говорил, что стратегический инвестор может принести «Вертолетам России» новые компетенции, технологии и открыть доступ к новым высокотехнологичным рынкам.

Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков оценивает компанию примерно в 150–250 млрд руб. На конец 2014 г. ее портфель заказов составлял 546 единиц, 63% заказов приходилось на Россию, 14,1% – на Африку, говорится в годовом отчете. А доля на мировом рынке вертолетов была 12,4%. Airbus Helicopters (вертолетостроительное подразделение Airbus) на конец 2015 г. свою долю на мировом рынке гражданских вертолетов оценивала в 45% (мировой лидер), на рынке военных – в 9% (доли «Вертолетов России» соответственно в 5 и 19,5%).

Сейчас сделка невозможна: «Оборонпром» хоть и находится только под секторальными санкциями, директива Евросоюза запрещает операции с акциями его «дочек», к тому же запрещен обмен технологиями военного назначения, говорит партнер банковско-финансовой практики Goldsblatt Олег Хохлов. Но если выделить для продажи гражданское направление, перевести продаваемый пакет на Росимущество, то сделка возможна после консультаций с ЕС, рассуждает он. «Вертолетам России» она дала бы возможность развивать гражданское вертолетостроение, говорит аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов.