«Фасоль-экспресс» появится на заправках

Metro Cash & Carry начала сотрудничать с сетью АЗС General Fueller
Metro работает с малым форматом в России с 2012 г./ М. Стулов/ Ведомости

Торговля на автозаправочных станциях очень привлекательна для продавцов товаров повседневного спроса, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но проблема в том, что у крупного ритейла почти нет магазинов подходящего для АЗС малого формата – до 100–150 кв. м торговой площади, поясняет он. В результате сейчас такими магазинами чаще всего управляют сами операторы АЗС. В числе крупнейших сетей магазинов на АЗС по выручке Бурмистров называет «Роснефть» (1600 магазинов), «Газпром нефть» (950), «Лукойл» (1300), ГК «Трасса» (более 50 супермаркетов).

Сеть центров мелкооптовой торговли Metro Cash & Carry открыла пилотный магазин «Фасоль-экспресс» на автозаправочном комплексе сети General Fueller в Московской области, сообщил ритейлер и подтвердил управляющий розничной сетью АЗС Артем Шишов.

Магазин работает по франшизе, Metro Cash & Carry разработала его проект, а ООО «Комплекс-ойл» (управляет АЗС General Fueller) обязалось покупать у торговой компании не менее 600 наименований товаров, включая собственные торговые марки, говорится в сообщении Metro. Площадь магазина – 200 кв. м, торговая – 130 кв. м, помимо продуктов питания в магазине будет продаваться автохимия и автокосметика, указано там же. Общие инвестиции составили около 3 млн руб., средний чек будет не меньше 200 руб., надеется Шишов.

«Комплекс-ойл» управляет сетью General Fueller из 12 АЗС в Московской, Тверской и Владимирской областях, еще пять АЗС работают по франчайзингу. Магазин будет пробным проектом, по итогам работы за 3–6 месяцев станет ясно, будет ли проект тиражироваться на остальные заправки компании, рассказал Шишов.

Metro Cash & Carry развивает по франчайзингу магазины малого формата «Фасоль» в жилых зонах и «Фасоль-экспресс» в оживленных местах – у станций метро, в подземных переходах. Малый формат Metro тестирует в России с весны 2012 г., первый магазин открыла сама компания, затем их начали открывать другие компании – франчайзи. Сейчас у Metro – около 200 контрактов с такими партнерами, главным образом в Москве.

Склад для «Фасоли»

В сентябре 2015 г. Metro Cash & Carry открыла распределительный центр в Московской области для магазинов малого формата. Его мощность позволит обслуживать до 400 магазинов «Фасоль» в Москве и Московской области.

Другие крупные торговые сети в России в последние годы также начинали проекты по сотрудничеству с АЗС. Например, в 2012 г. магазины Spar Express начали работать по франшизе на АЗС «Лукойл» в Нижнем Новгороде, сообщал «Лукойл-Волганефтепродукт». Сейчас согласно сайту «Спар миддл Волга» (лицензиат Spar в Поволжье) работает 18 таких экспресс-магазинов в Нижнем Новгороде, Кстове и др.

Сотрудничеством с сетями АЗС интересуются и онлайн-ритейлеры. В 2015 г. «Юлмарт» запустил пять пунктов выдачи на АЗС «Газпром нефти». Но после запуска пилотных точек «Юлмарт» решил взять паузу, прежде чем тиражировать формат. Необходима интеграция с бизнес-процессами самой заправки, схема должна отладиться в течение некоторого времени, пояснил гендиректор «Юлмарта» Сергей Федоринов. В целом же пункты выдачи в АЗС не предполагают отличий от стандартных точек, в том числе по среднему чеку, говорит Федоринов. По его словам, компания хочет открыть несколько десятков таких пунктов выдачи на АЗС.

По данным «Infoline-аналитики», на 20 000 работающих в России АЗС приходится более 9000 магазинов товаров повседневного спроса. Из них около 6000 – сетевые, которыми управляют операторы, имеющие более пяти магазинов на АЗС. Еще 3000 точек представлены небольшими сетями либо несетевыми магазинами и именно в этом сегменте рынка в наибольшей степени заинтересована Metro, полагает Бурмистров. По его оценке, Metro могла был привлечь к развитию «Фасоли» около 10% процентов таких магазинов в перспективе 2–3 лет, годовые продажи в 300 магазинах на АЗС могут принести германской компании более 2 млрд руб.

Федеральные и региональные ритейлеры заинтересованы в сотрудничестве с АЗС – сюда приезжают обеспеченные покупатели, в ближайшие годы ритейл активизирует совместные проекты с крупнейшими операторами АЗС, прогнозирует Бурмистров.