Китайская CRRC хочет строить с «Синарой» высокоскоростные поезда

О своем интересе к проекту заявлял и концерн Siemens
Из Москвы в Казань могут поехать высокоскоростные поезда/ Carlos Barria/ REUTERS

«Синара» Дмитрия Пумпянского может создать совместное предприятие (СП) с китайской CRRC Changchun Railway Vehicles по строительству подвижного состава для высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань. ТАСС со ссылкой на главу департамента экспорта CRRC Ма Чуньшэна сообщил, что предприятие может быть размещено на Урале или в Подмосковье. Каждый из партнеров получит по 50% в СП, уточнил представитель китайской компании. Намерение создать такое СП подтвердил и представитель «Синары», подчеркнув, впрочем, что никаких деталей об инвестициях в проект и долях пока нет. «Еще нет окончательных проектных работ по самой высокоскоростной трассе Москва – Казань, не определены сроки и детали проекта, поставка подвижного состава – это уже следующий этап», – объяснил он.

Участок Москва – Казань в будущем может стать частью высокоскоростной магистрали Москва – Пекин, стоимость строительства которой оценивается в 7 трлн руб., и проекта «Шелковый путь», который свяжет Китай с рынками Европы и Ближнего Востока. Протяженность ВСМ Москва – Казань составит около 770 км, время в пути – 3,5 часа против нынешних 14 часов.

Не только поезда

Китай готов обеспечить акционерное финансирование в размере 52 млрд руб. для строительства участка ВСМ Москва – Казань от столицы до Нижнего Новгорода и в сумме $1 млрд – для оставшейся части пути. Кроме того, китайская сторона предоставит долговое финансирование в размере, эквивалентном 250 млрд руб., для участка Москва – Нижний Новгород и эквивалентном 150 млрд руб. для участка Нижний Новгород – Казань.

Представитель РЖД отметил, что сейчас идет подготовка к международному тендеру на поставку подвижного состава для ВСМ Москва – Владимир – Нижний Новгород – Чебоксары – Казань. Год назад первый вице-президент РЖД Александр Мишарин говорил, что на первом этапе предполагается закупка 29 поездов, потом их число будет увеличено до 100. Из презентации РЖД следует, что поезд будет состоять из 12 вагонов, а скорость его движения составит 360 км/ч. При этом подвижной состав должен выдерживать температуру от плюс 40 градусов до минус 50. Общая стоимость строительства ВСМ Москва – Казань – 1,07 трлн руб.

В поставках заинтересованы и западные компании. О том, что концерн Siemens также готов строить поезда для ВСМ, «Ведомостям» в апреле рассказывал президент российского подразделения Дитрих Меллер. Siemens cовместно с группой «Синара» на мощностях «Уральских локомотивов» строят электрички «Ласточка» и локомотивы. «Мы готовы предложить «Сапсан-2», производственная база для него готова», – подчеркивал топ-менеджер. Он уточнял, что благодаря инвестициям в производство «Ласточек» на «Уральских локомотивах» созданы мощности, на которых можно организовать выпуск новых «Сапсанов».

Представитель «Синары» отметил, что создание СП с китайскими партнерами никак не противоречит договоренностям с Siemens. Представитель Siemens от комментариев отказался.

CRRC Changchun Railway Vehicles Co.

Производитель подвижного состава
Основной акционер – государственная CRRC Corporation Limited (93,54%).
Выручка (2015 г.) – 31,5 млрд юаней ($4,9 млрд).
Чистая прибыль – 2,9 млрд юаней ($448,2 млн).
Создана в 2002 г., занимается производством железнодорожного подвижного состава и городского транспорта.

Сколько поездов будет заказано победителю тендера, представитель РЖД не говорит, не раскрывает он и стоимость заказа. Средняя цена за высокоскоростной вагон – от $700 000, т. е. состав из 20 вагонов – около $15 млн, оценивает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Требования к уровню локализации подвижного состава – 80%, сказал представитель РЖД. Бурмистров считает, что условия локализации сейчас невозможно привязать к каким-либо срокам. Нет конкретной даты ввода ВСМ, а значит, по мере доработки проекта потребуются дополнительные соглашения по строительству подвижного состава. Таким образом, зарубежным партнерам удастся сохранить производства на уровне крупноузловой сборки при формальном соблюдении условий договора с российским заказчиком, уверен он. Сроки поставки поездов будут зависеть от старта проекта ВСМ, говорит представитель РЖД. «Российская сторона потребовала, чтобы первый поезд для ВСМ Москва – Казань был сдан в эксплуатацию в середине 2018 г.», – рассказал представитель CRRC. По его словам, компания продемонстрировала заказчику несколько вариантов внешнего вида поезда. Источник «Ведомостей», близкий к топ-менеджерам РЖД, и источник среди вагоностроителей знают, что китайские партнеры ведут с РЖД переговоры о включении условий поставки подвижного состава в межправительственное соглашение по строительству ВСМ.