Прибыль Гостиного двора упала в 75 раз

Его главные конкуренты работают успешнее
Гостиный двор собирается развивать культурные и социальные проекты/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Чистая прибыль универмага «Гостиный двор» в I квартале рухнула в 75 раз к прошлогодним январю – марту и составила 255 000 руб., следует из квартального отчета ОАО «Большой Гостиный двор». Выручка увеличилась на 4,8% до 283 млн руб.

В прошлом году прибыль сократилась к 2014 г. почти вдвое до 59,8 млн руб., а выручка уменьшилась на 4,2% до 1,2 млрд руб.

Компания управляет торговым комплексом «Гостиный двор» на Невском проспекте: сдает помещения в аренду и ведет собственную торговлю.

Потребители придерживаются сберегательной модели поведения, у населения сокращаются доходы, сказано в разделе «Факторы риска» отчета БГД. В структуре розничного товарооборота в Петербурге увеличилась доля продовольственных товаров, а БГД торгует только непродовольственными, отмечается в отчете. По данным Петростата, продуктовая розница выросла в I квартале на 1,3% до 107,4 млрд руб. к прошлым январю – марту, продажи непродовольственных товаров снизились на 2,4% до 183 млрд руб.

Уменьшение прибыли ожидаемо, главная причина – несвоевременная реакция менеджмента на изменения в экономике, считает Максим Левченко, управляющий партнер Fort Group (владеет 10,04% акций БГД). Собственники по-разному видят развитие универмага. Fort Group планирует вложить 15 млрд руб. в создание современного торгового центра, расширив торговые площади, но компания пока делает ставку на социальные и культурные проекты.

Большая торговля

Торговая площадь Гостиного двора – 16 000 кв. м. Историческое здание компания арендовала у администрации в 2000 г. на 49 лет по ставке примерно $1,7 за 1 кв. м в месяц. В универмаге представлено более 140 000 наименований товаров и 1000 брендов различных товарных категорий (данные отчета за 2014 г.).

В 2014 г. размер среднего чека и количество проданных единиц товара снизились на 11,3% до 1202 руб. и 3,6 млн шт. соответственно (данные отчетности БГД). В прошлом году увеличение себестоимости отразилось на ценах, в зависимости от товарной группы удорожание составило 10–19%. Сейчас компания корректирует свою закупочную политику, умеренно сокращая импорт и привлекая новых поставщиков, в том числе отечественных, следует из отчета.

АО «Универмаг «Московский» оценивало тенденции развития розничной торговли в 2015 г. как умеренно пессимистичные: на развитие отрасли повлияло ослабление национальной валюты, снижение покупательской активности, изменение модели поведения (из годового отчета компании). Выручка «Московского» в 2015 г. составила 609 млн руб. (-16% к прошлому году), чистая прибыль – 41 млн руб. (+8%).

Сильные концепции конкурентов могут забирать трафик у неэффективных торговых центров, считает Левченко. Торговые центры Fort Group показали положительную динамику в рублевой выручке в I квартале, добавил он, не раскрыв точные показатели. Выручка другого старейшего торгового дома в Петербурге – Пассажа – в этом году тоже росла, в конце прошлого года даже индексированы арендные ставки как для торговых, так и для офисных площадей более чем на 10%, рассказывает Дмитрий Абрамов, партнер Jensen Group, которой принадлежит Пассаж. Показатели в этом году росли и у арендаторов, а вот начало прошлого года было сложным, добавляет он.

Ухудшение показателей Гостиного двора связано с усилением конкуренции и динамичным ростом выручки соперника – универмага ДЛТ (более чем на 50% в I квартале по сравнению с январем – мартом 2015 г.), который за счет агрессивной ценовой политики и рекламной кампании смог привлечь не только российских покупателей, но и зарубежных туристов, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Доля китайских туристов в структуре продаж ДЛТ в I квартале этого года превысила 15%, добавил он.

Представители БГД не ответили на запрос «Ведомостей».