ФАС перераспределит прибыли

Антимонопольная служба придумает, как перераспределить расходы на транспорт в себестоимости угля
Антимонопольная служба придумает, как перераспределить расходы на транспорт в себестоимости угля/ Д. Гришкин/ Ведомости

17 мая курирующий транспорт вице-премьер Аркадий Дворкович провел совещание с представителями угольных компаний, ФАС и РЖД по железнодорожным тарифам на перевозку угля. Такое поручение дал премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании в Новокузнецке 4 апреля 2016 г.

В частности, на совещании ФАС представила анализ данных, которые ранее собрала у крупнейших операторов и стивидоров, рассказал «Ведомостям» один из участников совещания. Чиновники рассчитали, что лишь 40% стоимости российского угля на FOB составляют затраты на добычу, еще 40% - стоимость железнодорожной перевозки с учетом порожнего пробега и 20% приходится на перевалку и прибыть самой компании. Антимонопольная служба объединяет последние два показателя в один, потому что большая часть угольных терминалов принадлежит производителям угля.

Источник в ФАС указывает, что главная задача службы - не увеличивать транспортную составляющую в конечной стоимости угля. При этом внутри цепочки расходы могут быть перераспределены, говорит он. Еще один из участников совещания знает, что ФАС будет разрабатывать нормативную базу, регулирующую, в частности, методику расчета тарифа на перевалку, а также правила недискриманиционного доступа на рынок перевалки угля.

Это уже происходит. Например, «Мечел» привлекает на свои терминалы других угольщиков, что делает грузопотоки более сбалансированными. По расчетам ФАС, показатель рентабельности по EBITDA стивидорных компаний составляет в среднем 75%, железнодорожных операторов – 40%, угольных компаний – 30%, РЖД - не более 20%.

Собеседник «Ведомостей», участвовавший в совещании, отмечает, что высокий показатель рентабельности портов оправдан. Прибыль обеспечивает возврат капитала, вложенного в строительство портовых мощностей, говорит он. Собеседник «Ведомостей», близкий к РЖД, сказал, что совещание «было пустое, стороны не пришли к единому мнению и не выработали предложений по изменению ситуации». Представители компаний, производящих уголь, не ответили на вопросы «Ведомостей».

Угольщикам выгодно снижать транспортную составляющую. По итогам прошлого года погрузка каменного угля на РЖД составила 323,3 млн т, больше всех перевезла СУЭК. Коксующийся уголь по железным дорогам возил Evraz (его добыча в 2015 г. составила 20,6 млн т), «Мечел» (13,7 млн т.), «Северсталь» (13,2 млн т) и другие компании.

Себестоимость производства тонны коксующегося угля у «Северстали» по итогам 2015 г. составила $48, указывает компания в презентации. Рентабельность добывающего подразеления по EBITDA по итогам прошлого года составила 33,2%. У РЖД 29,14% перевозок приходится на уголь или 40,43% грузооборота за I кв. 2016 г.

Начиная с середины 2013 г. австралийский коксующийся уголь непрерывно дешевел. В 2014 г. он потерял в цене 20%, опустившись до $120 за 1 т, а с начала 2015 г. подешевел еще на 38% до $73,4 за 1 т. При этих ценах рентабельной добыча угля (полные капзатраты с учетом перевозки на FOB) была лишь у Glencore, «Мечела» и BHP, следует из материалов Bloomberg.

Но в конце апреля коксующийся уголь премиальных марок на условиях FOB Австралия подорожал до максимума и перешагнул психологическую отметку в $100 за 1 т. Подорожали и фьючерсные контракты на поставку угля в июне до $106 за 1 т и до $103 в 2017 г., писал Platts.