Татьяна Анодина продолжает сертификацию

Входящий в МАК Авиарегистр получил заявку от Pratt & Whitney
Пока собранный МС-21 «Иркут» широкой публике не показывал/ Корпорация «Иркут»

Pratt & Whitney планирует заказать валидацию (признание сертификата страны-разработчика и выдача сертификата типа) двигателя для самолета МС-21 в этом году Авиарегистру Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК), сообщила «Ведомостям» пресс-служба американского производителя.

МАК создан в 1991 г. 11 странами бывшего СССР, в том числе Россией, его бессменный председатель – Татьяна Анодина. АР МАК, филиал комитета, сертифицирует импортируемую и производимую авиационную технику, но 28 ноября 2015 г. правительство РФ передало эти полномочия Росавиации. Это стало следствием скандала: АР МАК в начале ноября отозвал сертификат типа на все модели Boeing 737, что должно было остановить его эксплуатацию в России. Федеральные чиновники сочли это местью за отзыв лицензии у «Трансаэро», которая контролируется невесткой и сыном Анодиной – Ольгой и Александром Плешаковыми.

МС-21 – это разрабатываемый корпорацией «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) среднемагистральный самолет, потенциальный конкурент Boeing 737 и Airbus 320. В июне состоится его выкатка, а затем и первый полет.

«В середине мая мы получили заявку на валидацию двигателя от Pratt & Whitney и начали подготовку к сертификационным работам. Валидация займет от полугода», – говорит представитель АР МАК. «Сертифицировать двигатели для МС-21 будет Росавиация. Наши зарубежные партнеры, в том числе Pratt & Whitney, были проинформированы по дипломатическим каналам нотами МИД России о том, что за сертификацию авиационной техники в РФ теперь отвечает Росавиация», – утверждает представитель Росавиации.

Росавиации на укомплектование регистра кадрами и признание его полномочий авиационными властями других стран потребуется переходный период от года, говорили сотрудник АР МАК и федеральный чиновник. В январе Национальное агентство гражданской авиации Италии не признало выданный Росавиацией экспортный сертификат на самолет SSJ100, так как не имеет с ней двустороннего соглашения. Вице-премьер Аркадий Дворкович в марте разрешил АР МАК продолжить работы по уже заключенным договорам.

«Pratt & Whitney знает, что происходит некая реструктуризация в сфере сертификации, но в АР МАК нас направили российские власти, отвечающие за летную годность», – сообщили в пресс-службе компании. Сертификаты АР МАК по договорам, заключенным после 28 ноября 2015 г., не действуют на территории России, категоричен представитель Росавиации. Непонятно, что и подумать о заявлениях Pratt & Whitney, говорит федеральный чиновник.

Сотрудник АР МАК рассказал, что заявку на валидацию Pratt & Whitney одновременно отправил в Росавиацию. «Возможно, будет как на Украине: лет 10 назад они решили сами сертифицировать авиатехнику, но знаний и опыта нет. Поэтому компании обращались к нам, относили наши документы авиационным властям и те копировали наш сертификат. Схема работает до сих пор: наш сертификат действителен во всем СНГ, а национальный – только на Украине», – рассказал собеседник. Российский чиновник уверяет, что так не будет.

«Уведомить партнеров недостаточно. Иностранные авиавласти должны оценить возможности Росавиации, подписать с ней соглашение. По-моему, сертифицировать Росавиация сейчас не готова, но для МС-21 она может просто признать сертификат Федеральной авиационной администрации США, самой авторитетной организации в мире», – говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак.