В Госдуму внесут альтернативный законопроект о телемедицине

Он дает врачу больше свободы, чем апрельский проект Минздрава
Институт развития интернета, Фонд развития ин­тер­нет-инициатив и «Яндекс» разработали свою версию законопроекта о телемедицине/ Е. Разумный/ Ведомости

В понедельник, 30 мая, председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин внесет в Госдуму новый законопроект об оказании услуг телемедицины (копия документа есть у «Ведомостей»). Об этом «Ведомостям» рассказал сам парламентарий. По его словам, проект закона разработан Институтом развития интернета (ИРИ) при участии Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и «Яндекса».

Законопроект позволит расширить доступ пациентов к врачебной помощи и при этом гарантирует ответственность врачей при оказании телемедицинских услуг, говорит председатель совета ИРИ и советник президента во вопросам интернета Герман Клименко. Институт заинтересован в создании как можно более быстро условий для полноценного развития телемедицины, а значит, и передовых цифровых технологий в медицине, подчеркивает он.

Документ ИРИ задает рамочные правила применения телемедицинских технологий, уточняет представитель института: врач получит право оказывать услуги пациентам дистанционно, но только в тех случаях, которые установлены Минздравом в подзаконных актах. Прописывать в законе список конкретных услуг, по его словам, нецелесообразно – это приведет к отставанию регулирования от уровня развития медицины и техники. Для оказания медуслуг дистанционно и врач, и пациент должны пройти процедуру идентификации, добавляет он. Законопроектом предусмотрен механизм защиты персональных данных, добавляет представитель «Яндекса».

Никакого лечения

Законопроект об оказании медуслуг дистанционно, подготовленный Минздравом, разрешает врачу только консультировать пациента о необходимости последующего очного приема, следует из документа. Целью дистанционной врачебной консультации может быть лишь профилактика, диагностика или наблюдение за состоянием здоровья пациента, а не лечение, говорится в законопроекте Минздрава. Основная цель дистанционного приема – только решить, требуется ли пациенту очная консультация, подчеркивают его авторы.

Аналогичный законопроект об оказании медицинских услуг дистанционно разрабатывает и Минздрав: в апреле ведомство разместило документ для обсуждения на сайте правовой информации regulation.gov.ru (подробнее см. врез). Принципиальное отличие двух законопроектов заключается в следующем: по версии документа Минздрава, врач не может онлайн выписать пациенту рецепт, поменять дозу препарата или устанавливать и корректировать диагноз, указывает представитель ФРИИ, тогда как проект от интернет-индустрии, напротив, допускает врача к дистанционному медицинскому вмешательству.

Институт вносит собственный законопроект по двум причинам, объясняет Левин: в проекте Минздрава взаимодействие врача и пациента ограничено только консультированием, а также есть риск, что правительственный документ на этапе согласования, внесения и принятия может быть задержан. Подход Минздрава создает правовую неопределенность, поскольку остается непонятным, что именно вкладывается в понятие «консультация» в рамках оказания медицинских услуг, согласен с ним представитель ФРИИ. Версия, подготовленная ИРИ, ФРИИ и «Яндексом», предусматривает возможность оказания медицинской услуги дистанционно в соответствии с международной практикой, добавляет представитель «Яндекса».

При этом парламентарий напоминает: этот законопроект получил поддержку медицинского сообщества и Минздрава на расширенном заседании комитета по информполитике, информтехнологиям и связи Госдумы 19 мая. Концептуально ИРИ за принятие любого из законопроектов, главное – сделать это до конца 2016 г., замечает он.

Представитель Минздрава в пятницу вечером на запрос «Ведомостей» не ответил.

Если речь идет о сезонных заболеваниях, например ОРВИ, на начальном этапе можно допустить дистанционный план лечения на 1–2 дня, но потом пациенту следует пойти к врачу, считает медицинский директор сети диагностических клиник «Рэмси диагностика» Елена Маклакова. При хронических заболеваниях длительно наблюдаемого пациента врач тоже может выписать дистанционно рецепт до момента реальной встречи, продолжает Маклакова, а с ней соглашается медицинский директор «Медси» Павел Богомолов. Кроме того, в экстренной ситуации, когда промедление может вызвать необратимые последствия, врач тоже должен иметь возможность помочь дистанционно, полагают оба эксперта. Тогда как для «первичных» пациентов предпочтительнее приглашение на очный прием, замечает Богомолов.

Законопроект, подготовленный ИРИ, его авторы рассчитывают принять как можно скорее, утверждает один из разработчиков документа.