«Иркут» показал первый летный образец МС-21

Первый полет нового российского пассажирского самолета состоится в 2017 году
Вместимость представленной модели МС-21-300 – 211 кресел/ Марина Лысцева/ ТАСС

В среду 8 июня в 6.30 мск Иркутская корпорация «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК) провела выкатку (первая публичная презентация летного образца нового самолета) российского ближнесреднемагистрального самолета МС-21 (полное название «Магистральный самолет XXI века»). Это первый российский ближнесреднемагистральный самолет, потенциальный конкурент самых распространенных на мировом и российском рынке моделей - Boeing 737 и Airbus 320/321.

У корпорации есть проавансированные контракты примерно на 200 МС-21, говорят менеджеры двух лизинговых компаний: в том числе 50 заказал «Авиакапитал сервис» (принадлежит госкорпорации «Ростех») для «Аэрофлота», 50 - ИФК «Ильюшин финанс», по несколько десятков - «Сбербанк-лизинг» и «ВЭБ-лизинг».

Перед выкаткой самолета перед работникам корпорации, ее партнерами, чиновниками и журналистами выступил уроженец Иркутска пианист Денис Мацуев. Творческий процесс создания самолета зрителям показали в анимационном фильме. В финале фильма занавес был убран, и перед собравшимися предстал самолет, названный именем советского генконструктора Александра Яковлева и имеющий бортовой номер 21001.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев, находящийся в Иркутске с рабочим визитом, заявил, что первый борт МС-21 поднимется в небо в следующем году. «Этот самолет станет гордостью российской авиации. Я уверен, что люди будут с удовольствием летать на лайнере МС-21», — сказал председатель кабинета министров. Замгендиректора «Иркута» Сергей Яманов рассказал, что к 2018 г. будут произведены четыре самолета, потом производство будет плавно увеличиваться, с 2020 г. - по 20 судов в год, с 2023 г. - по 70.

Вместимость представленной модели МС-21-300 - 211 кресел. Выкаченный экземпляр оснащен американским двигателем Pratt & Whitney 1400, однако для машины создается и российский двигатель ПД-14. Накануне журналистам на заводе был продемонстрирован находящийся в состоянии высокой готовности в цехе окончательной сборки фюзеляж МС-21, предназначенный для статических испытаний.

Проект самолета реализуется с начала 2000-х гг., но серьезное государственное финансирование проекта началось в 2008 г. и продлится до 2022-2023 гг. Официально вложения в проект не раскрываются. Человек, близкий к Министерству промышленности и торговли, говорил, что государство вложило около 75 млрд руб., еще столько же вложил «Иркут» за счет собственных средств и кредитов.

400 среднемагистральных самолетов эксплуатируется в России, а потребность российских авиаперевозчиков в них на ближайшие 20 лет – около 800 лайнеров, оценивает представитель «Иркута».

Каталожная цена МС-21 около $90 млн. Но каталожная цена используется только при расчете авансов и штрафных санкций для заказчика, реально все самолеты в мире по более или менее крупным контрактам продаются со скидкой примерно 50% от каталожной цены, объясняет топ-менеджер лизинговой компании.

В Иркутске показали самолет МС-21