Внутренний туризм в России растет четвертый год подряд

Больше всего российских и иностранных туристов зафиксировано в Москве
Российские туристы переключились на черноморские курорты/ Е. Разумный/ Ведомости

Число выездных туристических поездок в I квартале 2016 г. сократилось на 9,5% до 5,4 млн, подсчитал Росстат. За весь 2015 год за рубеж выехало 34,4 млн туристов, что почти на 20% меньше, чем годом ранее. В то же время внутренний турпоток по итогам 2015 г. вырос на 20% по сравнению с 2014 г. и составил 50 млн поездок внутри страны, сообщил представитель Ростуризма. Тенденция роста, по его словам, сохраняется третий год подряд: в 2013 г. внутри страны путешествовало 29 млн туристов, в 2014 г. – уже 40 млн, ежегодное увеличение составляет порядка 20–30%.

Безоблачное небо

Тренд сохраняется и в 2016 г.: этой зимой турпоток внутри страны вырос в среднем на 10%, сообщал Ростуризм. Больше всего российских и иностранных туристов зафиксировано в Москве (их число выросло на 22% до 1 млн туристов), Кемеровской области (более 500 000 человек, рост на 17%), Краснодарском крае (более 470 000 человек, на 6%). В Кемеровской области расположен популярный горнолыжный курорт «Шерегеш», в Краснодарском крае – построенные к Олимпиаде в Сочи горнолыжные курорты «Роза хутор», «Горки город» и «Альпика сервис».

Загруженность номерного фонда на курорте «Горки город» в зимнем сезоне 2015/16 г. – 95–100%, тогда как в зимнем сезоне 2014/15 г. была 85%, говорит представитель курорта Оксана Рафальская. По ее словам, курорт посетило более 650 000 человек за весь зимний сезон, ежегодный прирост – минимум на 15%. «Розу хутор» за зиму посетило 800 000 человек – это на 33% больше, чем годом ранее, говорит представитель курорта Виктория Вергельская.

В майские праздники, по данным Ростуризма, внутренний турпоток вырос на 15–20% по сравнению с тем же периодом 2015 г. В Крыму турпоток вырос на 23% до 166 000 человек, в Севастополе – на 20%, его посетило 250 000 туристов. В Краснодарском крае отдохнуло 350 000 человек – это на 20% больше, чем годом раньше.

Меньше денег, больше запретов

В 2015 г. соотношение внутрироссийских и зарубежных поездок у туроператоров было 40% на 60%, в этом году ожидается 60% на 40%, говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. Структурные изменения в туристической отрасли начались еще в 2014 г. с изменением политической и экономической ситуации в стране и мире и банкротством ряда туроператоров, а в 2015 г. закрепились в пользу внутреннего и въездного туризма, указывает представитель Ростуризма. С ноября 2015 г. туроператорам запрещено продавать туры на два наиболее популярных у россиян выездных направления – Турцию и Египет, на которые приходилось до 50% продаж; авиасообщение с Египтом прекращено. Осталось регулярное авиасообщение с Турцией, но в отсутствие возможности покупать так популярные у россиян туры «все включено» произошло значительное падение спроса на это направление – так, у Ozon.travel, по словам гендиректора Дмитрия Яковлева, спрос упал в 2,5–3 раза. Выездной туризм, по оценке РСТ, в 2015 г. упал на 31,3% (рекордное падение за 18 лет), а внутренний, по подсчетам Ростуризма, вырос на 18% до 50 млн человек.

Банк России, анализируя платежный баланс страны, подсчитал, что в I квартале 2016 г. поездки иностранных граждан в Россию принесли стране $1,4 млрд ($1,9 млрд в I квартале 2015 г.), россияне потратили на поездки за границу в I квартале 2016 г. $4,2 млрд ($7,5 млрд в I квартале 2015 г.). В целом за 2015 г., по данным ЦБ, расходы россиян на поездки за рубеж составили $34,9 млрд (-30,7% по сравнению с 2014 г.), иностранцы потратили на визиты в нашу страну $8,5 млрд (-28,0% по сравнению с 2014 г.).

В летний сезон в 2015 г. выездной турпоток из России упал на 30–40%, в этом году также ожидается некоторое падение, говорит Горин. Цена по-прежнему является определяющим фактором поездки: спросом пользуются бюджетные направления и курорты, экономичные отели, отмечает представитель Tez Tour Лариса Аханова.

Куда поедут россияне

В прошлом летнем сезоне турпоток внутри России вырос на 30–40%, этим летом, судя по предварительным продажам, он вырастет еще на 15–20%, говорит Горин. Крупнейшие туроператоры из тех, кто раньше работал только с зарубежными направлениями, за 2014–2015 гг. переключились на работу с внутрироссийскими.

Внутри России, по данным momondo, самым популярным маршрутом на лето стал Симферополь, спрос на перелеты по этому направлению вырос на 11,4% (данные с 1 июня по 31 августа). В этом году Крым рассчитывает принять 5,5–6 млн туристов, сообщал в начале июня зампред совета министров Крыма Георгий Мурадов (в 2015 г. полуостров посетило 4,6 млн человек).

Сильнее всего, по данным momondo, вырос спрос на Анапу и Сочи – на 57,6 и 42,3% соответственно. При этом, по данным OneTwoTrip, если средняя стоимость авиабилета в Сочи снизилась на 0,8% до 12 007 руб., то на лидера рейтинга – Симферополь повысилась на 47% до 12 694 руб.

Курорты горного кластера Сочи, год от года увеличивающие загрузку в зимний сезон, стремятся стать круглогодичными. В летний сезон 2015 г. курорт «Горки город» был загружен в среднем на 30%, на этот год плановая загрузка – 50%, но в июле и августе номера уже забронированы в отдельные периоды на 100%, утверждает Рафальская. «Розу хутор» прошлым летом посетило 750 000 человек, в этом году планируется принять не менее 800 000 гостей. «Роза хутор» в этом году привлекла $250,5 млн инвестиций «Норильского никеля» на три года для обустройства курорта как всесезонного, строительства новых трасс, подъемников. В этот летний сезон на «Розе хутор» будут работать все отели, тогда как прошлым летом некоторые из них были законсервированы.

«До Олимпиады Сочи никогда не воспринимался люксовым курортом – это был город, в котором можно передвигаться от санатория к санаторию, делать здесь было больше нечего», – говорит генеральный менеджер «Swissotel Resort Сочи Камелия» Георгий Георгиев. Но этим летом, по словам Георгиева, загрузка сочинских отелей будет очень высокой: «Если не случится каких-то катаклизмов, то это должен быть очень хороший сезон. Люди услышали про Сочи, они хотят сюда приезжать».

Росту популярности Сочи способствовали сарафанное радио, санкции, падение рубля. «Я не берусь утверждать, что мы тут в Сочи все такие классные, что все туристы тут же забыли про Ниццу и Канны, – продолжает Георгиев. – Но ведь как могло случиться: люди приехали и им не понравилось. Они стали бы говорить: не надо ездить в Сочи. К счастью, этого не произошло. Мы – и другие сочинские отели – подошли к вопросу серьезно».

Цены растут

Стоимость проживания, по словам представителя Anex Tour Елены Кокоевой, выросла в этом летнем сезоне по сравнению с прошлым на 20–30%. По оценке Горина, в Краснодарском крае в этот летний сезон цены выросли в соответствии со среднегодовой инфляцией – до 10%. Отели в Крыму подорожали на 15–30% этим летом, но значительная часть номерного фонда продается через туроператоров, которые могут регулировать цены за счет пакетных предложений, собственной маржи, напоминает Яковлев. Туроператоры проделали огромную работу, расширив базу средств размещения в Крыму, включив туда ранее недоступные объекты, но не на всех отлажены операционные процессы и возникают сложности с подтверждением, говорит Яковлев.

Россияне выбирают супербюджетный отдых, но стереотип по поводу качества отельной инфраструктуры в южных регионах в этом году сломан, убежден Горин. Потенциал по загрузке есть, по его словам, у сочинских пансионатов и санаториев, которые в прошлом сезоне были загружены на 60%, но многие из этих объектов не реконструированы.