«Победа» отсудила 4 млн рублей за задержки рейсов

Арбитражный суд Москвы встал на сторону лоукостера, который требовал компенсации от Госкорпорации по организации воздушного движения
Дополнительный летный час обходится «Победе» примерно в 200 000 руб., незапланированные расходы в этот период превысили 8,5 млн руб./ М. Стулов/ Ведомости

Авиакомпания «Победа» (дочерний лоукостер «Аэрофлота») в Арбитражном суде Москвы взыскала с Госкорпорации по организации воздушного движения (ОрВД) 4 млн руб. за некачественные услуги по аэронавигационному обслуживанию в московской воздушной зоне: диспетчеры ОрВД уводили суда в сторону от согласованного маршрута, что увеличивало продолжительность рейса и приводило к незапланированному расходу топлива, рассказал представитель «Победы». О решении в пользу «Победы» судья объявил на заседании 8 июня, говорит собеседник и подтверждает представитель госкорпорации.

На сайте суда оно еще не опубликовано. Это первый случай, когда авиакомпания потребовала в суде компенсацию за продление рейсов, утверждает человек, близкий к «Аэрофлоту», и подтверждает представитель госкорпорации.

Госкорпорация по ОрВД предоставляет услуги аэронавигационного обслуживания на территории России. Перед выполнением каждого рейса госкорпорация согласовывает с авиакомпанией план полета, рассказывает представитель «Победы», но неоднократно после подтверждения параметров полета диспетчер уводил борт далеко в сторону: с 8 июля 2015 г. до 15 января 2016 г. 118 рейсов «Победы» во «Внуково» были продлены по этой причине, задержка достигала 45 минут. Дополнительный летный час обходится «Победе» примерно в 200 000 руб., незапланированные расходы в этот период превысили 8,5 млн руб. Сумма включает допрасходы на топливо, оплату рабочего времени экипажей, обеспечение перелета потерявшим стыковку из-за задержки рейса транзитным пассажирам. В европейских аэропортах даже при гораздо большей загрузке воздушного пространства обеспечено строгое соблюдение согласованного маршрута, современная система планирования позволяет своевременно завести самолет на посадку. Однако в России эта проблема по-прежнему актуальна не только для «Победы», но и для других авиаперевозчиков, сетует представитель «Победы».

Человек, близкий к «Аэрофлоту», уточняет, что готовится еще иск для взыскания остатка суммы, что в дальнейшем «Победа» также намерена добиваться компенсации за продление рейсов, а ее примеру могут последовать другие перевозчики.

«Госкорпорация по ОрВД не согласна с решением суда первой инстанции, оно будет обжаловано. Наши доводы не были услышаны: маршрут любого воздушного судна любой авиакомпании определяется авиадиспетчерами не только исходя из планов полетов, на невыполнение которых жалуется «Победа», но и исходя из конкретной воздушной обстановки, метеоусловий, обстановки на взлетно-посадочной полосе аэропорта назначения и прочих факторов. У диспетчера не всегда есть возможность направить то или иное воздушное судно, минуя зону ожидания, сразу на аэродром, поскольку в контексте управления воздушным движением приоритетом является обеспечение безопасности полетов. Аэронавигационное обслуживание предоставляется всем авиакомпаниям одинаково качественно», – говорит представитель госкорпорации.

«Аэронавигационное обслуживание – это госуслуга, которая предоставляется по регламенту, утвержденному Минтрансом. Конечно, регламент писался под ФЦП «Модернизация управления воздушным движением в Московском авиаузле», многие радары по которой до сих пор не введены. И поэтому выполнение полетного плана часто зависит от конкретных диспетчеров», – поясняет менеджер российской авиакомпании.

Представитель S7 говорит, что авиакомпании группы такие иски к госкорпорации не подавали. Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался. «Если решение вступит в законную силу, то это будет хорошим прецедентом для авиационной отрасли. Оно может повлиять на качество услуг госкорпорации и в конечном итоге комфорт пассажиров», – говорит гендиректор «Руслайна» Дмитрий Ештокин.