Девелоперы открывают в торговых центрах библиотеки и разбивают рядом парки

Это позволяет привлечь новых покупателей и занять свободные площади
Рядом с «Мега Дыбенко» строятся дома, в которых будут жить 10 000 человек/ Е. Егоров/ Ведомости

Шведская IKEA инвестирует 165 млн руб. в парк площадью 9 га около торгового центра «Мега Дыбенко». Проект будет реализован до конца года, говорят организаторы. Парк – центр притяжения, люди смогут отдохнуть и получить удовольствие, говорит управляющий «Мега Дыбенко» Патрик Сьоберг. Компания не концентрируется на самоокупаемости проекта, это больше социальная миссия, объяснил он. Годовые финансовые результаты комплекса, по его словам, «довольно хорошие», но IKEA надеется, что проект принесет и новых покупателей. В скором времени порядка 100 000 человек будут жить в прилегающих к торговому центру комплексах, уверен Сьоберг.

Участок находится в собственности компании, уточняет руководитель регионального подразделения IKEA Centres Russia Елена Погосова. В парке будут уличные кафе, две детские площадки, места для проведения мероприятий – концертов, сезонных ярмарок, музыкальных и гастрономических фестивалей, сказано в пресс-релизе. Компания ведет переговоры с потенциальными фуд-операторами, говорит Сьоберг, не называя компаний. Проекты с социальной функцией компания планирует развивать и в других регионах, рассказала Погосова. В России работает 14 торговых центров «Мега», за прошлый финансовый год их посетили 275 млн человек.

От оборота

Максимальные ставки аренды в петербургских торговых центрах в конце прошлого года, по данным JLL, составляли $1200 за 1 кв. м в год (в конце 2014 г. – $1500). В концептуальных и крупных торговых центрах многие арендаторы, по словам Лапиной, отказываются от фиксированной ставки и переходят на проценты от оборота, поэтому так важно привлекать туда новых посетителей.

Социальные проекты запускают и другие девелоперы. В ТРЦ «Охта молл», строительство которого концерн SRV завершает в Красногвардейском районе Петербурга (открытие запланировано на август), появится культурно-образовательное пространство «Охта Lab». На 1000 кв. м расположится филиал городской публичной библиотеки им. Маяковского, коворкинг, выставочная зона, многофункциональный зал на 250 мест и кофейня «Даблби», сообщила пресс-служба компании. Организаторы планируют, что на территории «Охта Lab» будут проходить лекции, выступления экспертов из разных сфер, мастер-классы, театральные постановки, концерты и выставки. «Охта Lab» – это прежде всего социальный проект: библиотека там разместится безвозмездно, коворкинг и выставки также будут бесплатны для посетителей, по крайней мере на первых порах, говорит управляющий директор «Охта молла» Екатерина Тимофеева. Но будет возможность за плату бронировать переговорные комнаты и покупать абонементы для работы в коворкинге и переговорных, уточняет она. Из 150 000 кв. м «Охта молла» около 80 000 кв. м арендопригодны, стоимость проекта – 205 млн евро. Вложения в «Охта Lab» девелопер не выделяет. Генеральным спонсором будет «Мегафон», говорит Тимофеева. «Мы поддерживаем этот проект, он будет носить социально-образовательный характер», – сообщила представитель Северо-Западного филиала «Мегафона». Затраты на него оператор не раскрывает.

Разнообразие проектов с социальной функцией – это от безысходности и дефицита на рынке арендаторов, считает вице-президент АРИН Екатерина Лапина. Если недвижимость будет простаивать, это обойдется владельцам дороже, чем использование в социальных проектах, отмечает Лапина. Заполняемость «Охта молла», по данным SRV, приближается к 90%. Гендиректор петербургского офиса Colliers International Андрей Косарев согласен с тем, что у девелоперов есть сложности с заполнением площадей, но он отмечает и другую тенденцию: «Торговые центры становятся местом встречи, где люди проводят все больше и больше времени, поэтому кроме шопинга там должны быть интересные развлечения». Тимофеева считает, что «мир меняется, как и предпочтения клиентов, поэтому рынку надо предлагать абсолютно новый продукт с дополнительными услугами и сервисами». Такие проекты повышают лояльность целевой аудитории к торговому центру в условиях жесткой конкуренции, продолжает Косарев. Девелоперы пытаются менять экономику проектов, к примеру, зарабатывая на сопутствующих услугах, таких как прокат инвентаря, говорит Лапина.