Суд отменил решения, признававшие «Роснефть» и ННК аффилированными

Это решение было принято в ходе тяжбы владельцев здания, которое арендует ННК, с налоговиками
Эдуард Худайнатов (справа) и Игорь Сечин/ С. Портер/ Ведомости

Собственник офиса ННК на Арбате ОАО «Заэлико-недвижимость» и инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Москве заключили мировое соглашение. Об этом они заявили во время заседания Арбитражного суда Московского округа, где рассматривается кассационная жалоба по иску «Заэлико-недвижимости» к инспекции ФНС № 9. Истец требовал признать недействительным отказ налоговиков возместить из бюджета 1,5 млрд руб. НДС в связи с покупкой в 2013 г. офисного здания по адресу Арбатская пл., 1 (площадь – 31 410,1 кв. м), которое сейчас арендует Независимая нефтегазовая компания (ННК). Суд мировое соглашение утвердил.

В ноябре 2015 г. Арбитражный суд Москвы отказал в иске, апелляционный в марте подтвердил это решение. Суды, опираясь на данные ФНС, сделали вывод, что фактическим владельцем здания является «Роснефть». «Здание используется фактически организацией-выгодоприобретателем – «Роснефтью», поскольку «Роснефть» является взаимозависимой и аффилированной организацией с ННК, а последней заключен договор аренды с «Заэлико-недвижимостью» от 24 сентября 2014 г.», – говорилось в решении первой инстанции. Далее суд, ссылаясь на данные ФНС, указал причины взаимозависимости: связь через структуру «Кондор-АТП» и перечисление «Роснефтью» денег ННК за транспортировку и агентское вознаграждение. Но в этом решении суда много опечаток. «Роснефть» является взаимозависимой и аффилированной организацией с ЗАО «ННК», указал и 9-й арбитражный апелляционный суд в решении от 22 марта 2016 г. Причем ни «Роснефть», ни ННК не являлись сторонами дела.

Сегодня федеральный суд отменил все решения предыдущих инстанций. Если кассационный суд отменил решения предыдущих инстанций, то все выводы судов, изложенные в мотивировочной части, в дальнейшем невозможно будет использовать, говорит партнер корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченков.

Представитель истца зачитал часть мирового соглашения. Из него следует, что стороны признают, что бывший владелец здания «Инвестпроект» и нынешний – «Заэлико-недвижимость» не являются взаимозависимыми, аффилированными лицами по отношению к «Роснефти» и ее взаимозависимым и аффилированным лицам. «Инвестпроект» и ННК также не являются взаимозависимыми, аффилированными лицами. Налоговый орган признает, что «Заэлико-недвижимость» является фактическим собственником недвижимого имущества и осуществляет реальную деятельность, зачитала судья выдержку из соглашения. Ранее суд считал, что «Заэлико-недвижимость» не ведет реальную деятельность и является техническим звеном. Истец признал обоснованным отказ в применении вычетов.

ЗАО «ННК» – головная структура компании, собранной бывшим президентом «Роснефти» Эдуардом Худайнатовым. Худайнатов считается человеком главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина. В 2010–2012 гг. он сам возглавлял госкомпанию, в мае 2012 г., когда Сечин встал у руля «Роснефти», Худайнатов стал его первым заместителем. В июле 2013 г. он ушел из «Роснефти», объявив о создании ННК. Осенью 2014 г. ННК купила нефтяной бизнес Мусы Бажаева, сейчас она претендует на госпакет «Башнефти».

Если бы заключения судов об аффилированности устояли, увеличилась бы вероятность, что ФАС, рассмотрев ходатайство ННК на покупку «Башнефти», могла бы усмотреть признаки ограничения конкуренции, отмечает старший юрист Антимонопольного бюро Михаил Воронин. Результатом чего мог бы явиться отказ в согласовании сделки либо выдача предписания, добавляет он. Повлиять на результат рассмотрения ходатайства заключение об аффилированности может, но ФАС обычно оперирует все-таки понятием «группа лиц» – служба будет изучать, в чем именно заключается аффилированность и насколько она может повлиять на принятие ННК самостоятельных решений, объясняет эксперт.

Представитель ФНС отказался от комментариев.

Получить комментарии представителей «Роснефти» и ННК пока не удалось. Представитель «Роснефти» говорил ранее лишь то, что компания не является стороной судебного разбирательства по указанному спору. Вопросы аффилированности и покупки здания на Арбате он тогда не комментировал. Представитель ННК не ответил в июне на запрос «Ведомостей». Представитель ФНС пока не ответил на запрос редакции.

«Мы с «Роснефтью» ни о чем никогда не договариваемся», – уверял «Ведомости» Худайнатов в мае 2014 г. на Петербургском экономическом форуме. Возможную аффилированность с «Роснефтью» он опровергал и на недавнем ПМЭФ. Прямых доказательств, что «Роснефть» и ННК – связанные компании, нет, хотя информация такая на рынке есть давно, говорит директор московского офиса компании Urus Advisory Алексей Панин. С нуля создать нефтяную компанию в России без сильной поддержки невозможно, продолжает он. «Случайностей в этом бизнесе не бывает», – заключает Панин.