Порты увеличили перевалку грузов

Помогли экспортеры сырья, которые наращивают продажи благодаря слабому рублю
Экспортеры увеличили продажи благодаря слабому рублю и помогли портам компенсировать снижение потока импортных грузов/ Е. Разумный/ Ведомости

Грузооборот морских портов России в первом полугодии вырос на 6% по сравнению с тем же периодом 2015 г. до 344,5 млн т, подсчитали в Ассоциации морских торговых портов. Это произошло в том числе за счет экспортных и каботажных грузов. Экспортных грузов было перевалено 276,6 млн т (на 6% больше, чем годом ранее), каботажных – 28,1 млн т (на 19,2% больше, чем в первом полугодии 2015 г.). Перевалка импортных грузов ожидаемо упала – до 15,4 млн т (-6,3%).

В первую очередь наращивают грузооборот экспортеры. Больше всего увеличилась перевалка сухих грузов – на 10,7% до 156,8 млн т, следует из данных ассоциации. Так, перевалка зерна выросла на 29,4% до 12,1 млн т, угля – почти на 12% до 64,7 млн т, минеральных удобрений – на 9,9% до 8,5 млн т, руды – в 1,6 раза до 4,6 млн т, черных металлов – на 7,5% до 4,7 млн т, цветных – на 4,4% до 1,9 млн т, наливных грузов – на 2,3% до 187,7 млн т (в том числе сырой нефти – на 9,4% до 111,2 млн т, сжиженного газа – на 1,4% до 6,5 млн т). В 2015 г. перевалку тоже поддержали экспортеры: грузооборот увеличился на 5,7% до 676,7 млн т.

А вот каботажные перевозки (внутри страны) в этом году увеличились в том числе благодаря перевозке материалов для строительства Керченского моста, объясняет директор по развитию агентства Port News Надежда Малышева. Дополнительный фактор – в первом полугодии уровень воды на внутренних водных путях был выше, чем год назад, это способствовало увеличению перевозок, добавляет эксперт.

После нескольких лет падения увеличилась перевалка контейнеров – на 4,6% до 20,8 млн т. В то же время погрузка контейнеров в TEU упала в первом полугодии на 1,3%, хотя в тоннах она росла, несмотря на рост перевалки груженых контейнеров, перевалка порожних падала сильнее, отмечает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. После длительного падения (в 2015 г. рынок опускался на 30%) в мае – июне наблюдается небольшое восстановление перевалки контейнеров, отмечает он. Как долго оно продержится, зависит от курса доллара и импорта. Пока у публичных игроков положение не блестящее, отмечает эксперт. Перевалка у лидера, Global Ports, снижается быстрее рынка на 22% – в том числе из-за роста конкуренции на Балтике, говорит Юминов. Падение погрузки контейнеров не добавляет оптимизма Fesco (-15%), которая договаривается о реструктуризации долга, отмечает он. У НМТП результаты чуть лучше за счет роста перевалки наливных и навалочных грузов. Юминов напоминает, что ФАС грозит возобновить регулирование индустрии и тарифы стивидоров переведет из долларов в рубли, что тоже будет для отрасли негативным фактором.