Москва продаст права на торговлю еще в 500 павильонах метро

Прежние арендаторы в торгах не участвуют
Москва заселяет метро торговцами/ А. Гордеев/ Ведомости

До конца августа Москва разыграет на конкурсах торговые площадки на 36 станциях метро, рассказала «Ведомостям» замруководителя департамента транспорта Москвы Алина Бисембаева. Общая площадь объектов составит около 3500 кв. м, включая 330 кв. м под торговые автоматы. Всего там должно появиться около 500 киосков и павильонов и 330 вендинговых аппаратов.

Торги проводятся в соответствии с программой благоустройства вестибюлей и подуличных переходов на станциях Московского метрополитена, начатой в 2014 г. и завершающейся в 2017 г., говорит Бисембаева. В 2014 г. московские власти оценивали стоимость программы в 11 млрд руб., сейчас департамент транспорта ее не раскрывает.

Прежним форматом торговли на территории метрополитена городские власти были недовольны. Киоски занимали 12 700 кв. м, доход города от их сдачи в аренду составлял 1,4 млрд руб. в год, а арендаторов насчитывалось всего 65. 70% всех киосков находилось, по словам Бисембаевой, в аренде у пяти компаний, которые сдавали их в субаренду. И метрополитен, управляющий объектом повышенной опасности, почти ничего об этих субарендаторах не знал. Для арендаторов стоимость 1 кв. м составляла 8000–10 000 руб. в месяц, конечные же арендаторы платили до 150 000 руб. за 1 кв. м, уточняет она.

В 2012 г. торговых точек в метро насчитывалось, по данным Московского метрополитена, 2800. Теперь их будет, по словам Бисембаевой, около 1700, а общая площадь сохранится прежняя. Некоторые точки укрупнятся, объясняет Бисембаева: например, для продажи одежды по новым правилам требуется павильон площадью не менее 10 кв. м – чтобы там могла разместиться небольшая примерочная. Арендные доходы метрополитена ориентировочно составят 2,7 млрд руб. в год, а общее количество арендаторов – около 500.

Большинство площадей арендовали ООО «Дегама», ООО «Диалмет», ООО «Компания «Шевалье», ООО «Авиком трейд» и ООО «Метротэк» (см. врез). С прежними арендаторами были заключены договоры аренды на 11 месяцев. Там, где проводится благоустройство, договоры аренды расторгнуты, говорит представитель департамента транспорта.

Теперь город заключает договоры на право торговли, а не аренды, причем напрямую с победителями конкурсов и сразу на пять лет – без права пролонгации и переуступки прав третьим лицам.

Смотрите, кто ушел

Компания «Дегама» принадлежит структурам Льва Кветного; она управляла 4700 кв. м на 43 станциях: «Автозаводская», «Александровский сад», «Беляево» и др. Фирмами «Диалмет» и «Метротэк» владеют структуры Якуба Якубова. «Диалмет», по данным материалов департамента транспорта Москвы, контролировал торговые площади на шести станциях: «Кузьминки», «Люблино», «Пражская», «Савеловская», «Третьяковская» и «Киевская» (всего 1300 кв. м), а «Метротэк» – на 30 станциях, включая «Авиамоторную», «Бибирево», «Лубянку» и др. ООО «Компания «Шевалье» (около 900 кв. м на семи станциях) принадлежит, по последней информации «СПАРК-Интерфакса», Бэле и Шевалье Нусуевым (бывший глава Федерации детского спорта, застрелен в 2005 г.). ООО «Авиком трейд» (800 кв. м) – Владимиру Кузнецову, который раньше возглавлял СПК «Развитие» (объединяла компании «Главмосстрой», «Моспромстройматериалы» и др.).

По завершении благоустройства (первого и второго этапов программы) общая площадь киосков незначительно увеличится за счет новых станций – примерно на 13 000 кв. м, из них 900 кв. м займут 900 вендинговых аппаратов, говорит Бисембаева. На ряде станций – «Лесопарковой», «Речном вокзале», «Парке Победы», «Кузнецком Мосту», «Баррикадной», «Алексеевской», «Алма-Атинской», «Цветном бульваре» и «Шаболовской» – торговли не будет. Сократились торговые площади на «Пражской», «Юго-Западной» – это связано с возросшим пассажиропотоком.

Первый аукцион прошел в мае 2016 г., разыгрывались места в подуличных переходах 27 станций метро. Стартовая цена составляла от 6500 до 10 000 руб. за 1 кв. м, на один лот претендовало в среднем 20 предпринимателей и в большинстве случаев цена была превышена в разы, говорит Бисембаева: например, несколько киосков на «Марксистской», «Юго-Западной» ушли с превышением цены в 15 раз – новые арендаторы будут платить 127 500 руб. за 1 кв. м ежемесячно.

Из прежних крупных арендаторов никто участвовать в торгах не стал. «Нарезка лотов, их расположение не просчитаны. В итоге на торги пошли те, кто торговал в тех же переходах на правах субаренды», – говорит один из бывших крупных арендаторов. Самые интересные места были укомплектованы в единый лот на 1059 кв. м, который выиграло ООО «Метроторг»; ставка аренды по нему – 7934 руб. за 1 кв. м, раньше за эти площади платили по 10 000–12 000 руб. в месяц, продолжает собеседник «Ведомостей». «СПАРК-Интерфакс» называет владельцем «Метроторга» Дмитрия Сидоренко, по сведениям РБК, экс-владельца газеты «Завтра». Связаться с ним не удалось.

На первом аукционе разыгрывались торговые площади разных форматов – как для малого бизнеса, так и для крупных компаний, включая сетевую розницу, говорит Бисембаева. Также власти заново разыграли киоски в переходе станции «Новокосино», права аренды которых два год назад выиграла компания, входящая в группу Ginza Project. Ставка аренды тогда составляла 15 400 руб. за 1 кв. м в месяц. Но Ginza Project отказалась от проекта, и сейчас торги выиграли индивидуальные предприниматели. «Условия и показатели, названные метрополитеном, – по пассажиропотоку, количеству потенциальных покупателей – несколько отличались от заявленных, – объясняет гендиректор Ginza Project Алексей Волков. – С тем уровнем арендных платежей, который был у нас, проект не окупался, мы это объяснили сотрудникам московского правительства и расторгли договоры». Штрафы платить не пришлось.

Пока торговля в новых магазинах не началась. К концу сентября должно заработать около 350 точек, торгующих театральными билетами, печатной продукцией, продовольствием, цветами и т. д., обещает Бисембаева.

Желание города привести торговлю в порядок и привлечь сетевых арендаторов понятно, говорит Антон Коротаев из JLL, но многие площадки так малы, что там поместится только киоск. Такой формат торговли может быть интересен для сетевых магазинов импульсного спроса и общепита, но все будет зависеть от качества помещений, считает Иван Артемов из CBRE.