Крупные продавцы электроники заметили восстановление спроса

«М.видео» отчитался о росте выручки более чем на 20% за II квартал
У «М.видео» росли продажи как мелкой электроники, так и крупной бытовой техники/ Комсомольская правда / PhotoXPress

Выручка крупнейшего российского продавца бытовой техники и электроники «М.видео» в апреле – июне 2016 г. ускорила рост по сравнению с тем же периодом 2015 г. более чем в 5 раз, следует из сообщения ритейлера.

Продажи «М.видео» за II квартал 2016 г. выросли на 22% до 44 млрд руб., сообщил ритейлер. Год назад выручка росла всего на 4%: сказывались последствия ажиотажного спроса в конце 2014 г., когда потребители пытались, покупая технику и электронику, сгладить для себя последствия девальвации. За январь – июнь 2016 г. выручка ритейлера составила 98,6 млрд руб.

В апреле – июне 2016 г. продажи в сопоставимых магазинах «М.видео» увеличились на 21% – при падении покупательского потока на 7% и росте чека сразу на 30%.

На продажи «М.видео» существенно повлиял высокий спрос на товары сразу в нескольких основных для ритейлера категориях, пояснил «Ведомостям» главный исполнительный директор «М.видео» Майкл Тач: это крупная бытовая техника, смартфоны, телевизоры, игровые ноутбуки. Тач объясняет это рекламными кампаниями и предложениями по рассрочке.

Покупок меньше, зато дороже

7747 рублей составил средний чек в сопоставимых офлайн-магазинах «М.видео» во II квартале 2016 г. Чек вырос почти на 30% год к году. А вот количество покупок в таких магазинах сократилось: с 5,5 млн до 5,1 млн

Результаты «М.видео» не вполне отражают ситуацию на рынке в целом, они связаны конкретно с компанией, полагают аналитики «ВТБ капитала» и подтверждают участники рынка. Например, у сети магазинов «Техносила» рост продаж в сопоставимых магазинах в первом полугодии составил 11,5%, говорит гендиректор «Техносилы» Илья Тимченко. У ритейлера DNS продажи в денежном выражении во II квартале тоже выросли, но не так сильно, как у «М.видео», отмечает совладелец DNS Дмитрий Алексеев.

На продажи повлиял и рост средней цены, добавил Тач: например, у популярных производителей смартфонов модели дороже 50 000 руб. появились только во второй половине 2015 г. Продажи смартфонов дороже 37 000 руб за последние шесть месяцев в «М.видео» выросли на треть, такой же рост продаж по крупной бытовой технике ценой от 19 000 руб. и выше, перечислил Тач. «В целом на рынке электроники за последние 12 месяцев наблюдался рост розничных цен в среднем на 20–25%», – добавил он.

По мнению Алексеева из DNS, одна из основных причин роста продаж крупнейших сетей бытовой техники и электроники – продолжающийся рост доли крупных игроков на рынке. С начала прошлого года в России закрылись сразу несколько крупных и региональных продавцов техники и электроники. Например, сеть «Белый ветер цифровой» находится в процессе банкротства, закрылись магазины «Телемакс», работавшие на Северо-Западе и в Центральной России. А в июле 2016 г. сеть магазинов электроники и бытовой техники «Сибвез», несколько лет назад считавшаяся крупнейшей за Уралом, закрывает свой последний магазин в Новосибирске, сообщал ТАСС со ссылкой на представителя компании.

Также сказывается и эффект низкой базы первого полугодия 2015 г., уточняет Тимченко. Кроме того, резко выросли продажи в рассрочку, добавляет он. В «Связном» с начала года доля товаров, приобретаемых в кредит, выросла примерно на четверть год к году и составляет от 10 до 25% в зависимости от вида товара, говорит представитель торговой сети. В сочетании с двузначным ростом продаж в интернете такая тенденция «имеет сильно негативные последствия для прибыли всех игроков», опасается Тимченко: для ритейлеров рентабельнее продавать не в интернете, а в традиционных магазинах.

Покупатели стали чувствовать себя лучше и готовы больше тратить, отмечали ранее аналитики GfK. Так, индекс потребительских настроений в России во II квартале 2016 г. вырос на 11 пунктов по сравнению с I кварталом, до этого с 2014 г. он только падал. Улучшение настроений аналитики связывают с начавшимся восстановлением доходов (во II квартале среднедушевой доход вырос на 2% по сравнению с 2015 г.), а также с тем, что потребители привыкли к ситуации в экономике.

Похожие выводы и у аналитиков «Сбербанк CIB». В апреле – июне российские домохозяйства стали оценивать перспективы покупки электроники более оптимистично на ближайшие 12 месяцев, говорится в обзоре потребительских настроений «Индекс Иванова», составленном «Сбербанк CIB». Только 39% респондентов планируют урезать расходы на покупки электроники по сравнению с 48% в I квартале.

Однако несмотря на оживление, спрос на бытовую технику и электронику в России пока не дотягивает до уровня прошлого года: продажи ниже на 6% с начала года по май в натуральном выражении, отмечает заместитель директора отдела исследований промышленных товаров компании GfK Rus Наталья Моржова. Во II квартале негативная динамика начала замедляться: продажи снизились на 3% в апреле и на 2% в мае 2016 г. год к году. Небольшой рост (на 2%) отмечается только в крупной бытовой технике, говорит Моржова. Продажи в смартфонах, телефонах и т. п. на 2% ниже прошлогоднего уровня.

Во втором полугодии 2016 г. столь впечатляющего роста, как в начале этого года, ждать не стоит, предупреждает Тимченко из «Техносилы»: уже не будет эффекта низкой базы.

Представители MediaMarkt и «Эльдорадо» не ответили на вопросы «Ведомостей».