UC Rusal продает один из заводов на Ямайке

Бокситно-глиноземный комплекс купит китайская компания Jiuquan Iron & Steel за $299 млн
Изменившаяся конъюнктура подталкивает UC Rusal продавать активы, доставшиеся ей при создании/ Bobby Yip/ REUTERS

Российский производитель алюминия UC Rusal продает 100% ямайского бокситно-глиноземного комплекса Alpart китайской компании Jiuquan Iron & Steel (Group) примерно за $295 млн (сумма до вычета налогов), говорится в сообщении UC Rusal. Сумма сделки – $299 млн, она учитывает стоимость чистых активов Alpart. Совет директоров UC Rusal одобрил продажу Alpart, она будет завершена после одобрения правительством Ямайки и госорганами Китая. Представитель Jiuquan Iron & Steel не ответил на вопросы «Ведомостей».

UC Rusal оптимизирует портфель активов, рассказывает ее представитель. Что еще холдинг готов продать, он не раскрыл. Логично было бы продать неработающие зарубежные активы – например, глиноземные предприятия Friguia в Гвинее, Eurallumina на Сардинии, или 20% акций Queensland Alumina (предприятие работает. – «Ведомости»), рассуждает аналитик БКС Кирилл Чуйко. Но все будет зависеть от того, в какой рынок компания верит и с какими активами готова расстаться без ущерба для производственной цепочки, считает Чуйко.

Вырученные от продажи Alpart деньги UC Rusal намерена направить на снижение долговой нагрузки, отмечает представитель. Чистый долг UC Rusal на конец I квартала был $8,2 млрд, или 2,9 EBITDA. В 2016 г. UC Rusal должна была вернуть кредиторам $700 млн, но смогла договориться о переносе выплат на будущие периоды.

Кто покупатель

Jiuquan Iron & Steel (Group) была основана в 1958 г. на северо-западе Китая. Основной вид деятельности – производство стали и сырья для нее, но одно из ее дочерних предприятий производит электролитический алюминий, мощность предприятия – 1,75 млн т в год, говорится на сайте компании.

Alpart, который добывал 4,9 млн т бокситов и производил 1,67 млн т глинозема, – один из активов, которые Glencore внес в капитал UC Rusal при ее создании в 2007 г. Также трейдер внес Eurallumina, глиноземный комплекс Windalco на Ямайке, Aughinish в Ирландии и алюминиевую Kubikenborg в Швеции. Вклад «Русала» состоял из сибирских заводов, бокситных активов в Гвинее и Гайане и др. А «Суал» внес в компанию заводы в европейской части России, на Урале, а также Иркутский алюминиевый завод.

За Alpart «Русал» боролся с Glencore еще в 2004 г. «Русал» перебил предложение Glencore, который хотел купить у Kaiser Aluminium 65% комплекса за $160 млн, пообещав за акции $295 млн. Но Glencore договорился с владельцем 35% Alpart, норвежской Hydro Aluminium, и та, воспользовавшись преимущественным правом, в течение двух недель за $306 млн выкупила 65% Alpart у Kaiser Aluminium. После акции были перепроданы Glencore за $316 млн. И уже UC Rusal консолидировала Alpart в 2011 г., купив 35% у Norsk Hydro за $46 млн.

«Наши производственные мощности в России и за рубежом покрывают все потребности компании в глиноземе, а имеющаяся у нас бокситовая ресурсная база обеспечит работу наших предприятий в течение более чем 100 лет», – цитирует UC Rusal гендиректора Владислава Соловьева. Компания добыла в 2015 г. 12 млн т боксита, произвела 7,5 млн т глинозема и 3,7 млн т алюминия, следует из ее отчета. Для производства 1 т алюминия нужно в среднем 2 т глинозема, так что для производства 3,7 млн т алюминия глинозема хватит, подсчитал директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. UC Rusal производит сырье с избытком, напоминает аналитик Газпромбанка Айрат Халиков. В 2015 г. около 22% глинозема UC Rusal продавала третьим сторонам, следует из ее презентаций. Но вскоре это может стать невыгодно – Индонезия может снять запрет на экспорт глинозема и бокситов, говорит Халиков. С 2015 г. глинозем подешевел с $355 до $245 за 1 т (цена на условиях FOB Австралия).

«Alpart был закрыт несколько лет назад из-за неэффективности. И UC Rusal приходилось нести расходы на его содержание», – рассказывает собеседник, близкий к компании. Наиболее правильным решением было его продать, считает он. Когда UC Rusal создавалась, все верили, что китайская экономика надолго сохранит высокие темпы роста, поэтому инвестировали даже в малоэффективные предприятия с высокими затратами, но оказалось, что надо бороться еще и за дешевую электроэнергию (на нее приходится до 30% себестоимости в производстве алюминия), а не только за сырье, констатирует Халиков.