Х5 Retail Group сокращает отставание от «Магнита»

Ее выручка во II квартале уже на 6% меньше, чем у лидера рынка
Ростом показателей X5 Retail Group обязана в основном «Пятерочке»/ А. Гордеев/ Ведомости

Продажи в магазинах X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») за II квартал 2016 г. выросли на 25,7% год к году до 249,72 млрд руб., отчиталась вчера компания. «Магнит» ранее сообщал, что за апрель – июнь его продажи выросли на 12,6% до 265 млрд руб. Получается, что разрыв в выручке двух крупнейших ритейлеров существенно сократился: в I квартале он составлял 10%, а во втором – уже 6%, подсчитали аналитики «ВТБ капитала». При этом если не учитывать результаты сети косметики и бытовой химии «Магнита», то обе компании практически сравнялись по обороту. По данным «ВТБ капитала», «Магнит» опережал X5 в апреле – июне лишь на 0,5%.

Ростом выручки X5 по-прежнему обязана своему основному подразделению – «магазинам у дома» «Пятерочка». Их продажи за II квартал выросли на 30,3% до 189,4 млрд руб. В сопоставимых «магазинах у дома» выручка выросла на 8,1%, а трафик покупателей – на 3,6%. «Мы полагаем, это значит, что «Пятерочка» по-прежнему обеспечивает лучшее предложение на рынке своим потребителям в плане ассортимента и цен», – отметила Ульяна Ленвальская из UBS. Также помогает идущее с конца 2013 г. обновление магазинов: сейчас в обновленном виде работает уже более 83% «магазинов у дома» X5, продолжила аналитик. В марте было обновлено 76% «магазинов у дома». Группа обновляет внешний вид и ассортимент также и у супермаркетов, но пока обновлено 40% магазинов.

X5 объяснила рост выручки «магазинов у дома» ростом сопоставимых продаж и торговой площади – на 41,1%. «Торговая сеть «Пятерочка» установила новый рекорд, добавив 235 500 кв. м торговой площади», – говорится в сообщении X5. Темпы открытия магазинов оказались неожиданными, отмечают аналитики «ВТБ капитала»: за квартал 539 магазинов, в основном «Пятерочки». Из 916 магазинов группы, открывшихся с начала года, 899 – это «магазины у дома». Учитывая, что за полгода X5 нарастила торговые площади на 414 000 кв. м, ритейлер может перевыполнить план на год по росту торговой площади, считают аналитики «Ренессанс капитала».

«По нашим оценкам, за весь этот год X5 могла открыть 1482 магазина – но уже за полгода она открыла более 900 магазинов, таким образом, она перевыполняет план, – говорит аналитик «Сбербанк CIB» Михаил Красноперов. – Это может означать чуть более высокие продажи в этом году и в следующем». Примечательно, что и у Х5, и у «Магнита» в мае была просадка по темпам роста, но X5 восстановилась быстрее. Причина тому – более благоприятная база прошлого года и быстрые темпы роста сети магазинов, добавил Красноперов. Уже в III квартале X5 может обогнать по выручке «Магнит» без учета «Магнит косметик». Но ждать выхода Х5 на первое место по совокупному обороту в IV квартале не стоит, добавляет Красноперов. «Магнит» уже сейчас на дистанции в год оперирует триллионнным оборотом, а Х5 эту планку возьмет только по итогам нынешнего года, объясняет аналитик.

«Магнит» обогнал X5 Retail и стал лидером по выручке в I квартале 2013 г. С тех пор Х5 не разу не удавалось нагнать конкурента. Акционеры X5 ждут от компании возвращения лидерства на рынке, и за достижение такой цели менеджменту обещано вознаграждение. Если ритейлер по итогам года станет № 1 на рынке без ущерба для EBITDA, вознаграждение руководителей X5 может составить до 12% от этого показателя (в год достижения цели). Представитель Х5 отказался прокомментировать, ожидает ли группа возвращения лидерства уже по итогам 2016 г.

При этом активность X5 в маркетинге в апреле – июне была немного выше, чем в начале года, отмечают аналитики «ВТБ капитала»: в основном это произошло в ответ на такую же активность конкурента – «Дикси». В первом полугодии около 500 магазинов X5 географически пересекались с «Дикси» – т. е. около 500 точек должны были реагировать на изменения цен конкурентов, считает инвестбанк.

Сама группа «Дикси» в последние несколько месяцев также ускорила темпы роста выручки: за полгода продажи ее магазинов выросли на 20% до 158,2 млрд руб., а за июнь – на 24,6%. У сети «высокая промоактивность за счет прибыли», полагают аналитики «ВТБ капитала».